Наши неубедительные доводы вызывают у детей привычку, что слушаться взрослых вовсе и не обязательно. Конечно же, это вина не детей, а наша. Требования взрослых должны звучать чётко и со спокойными нотками в голосе. Ребенок должен понять, что если была фраза о том, что неубранные игрушки будут выкинуты, то они должны исчезнуть. То есть он должен отреагировать: если было сказано убрать в комнате, значит надо убрать. Страх лишиться любимых вещей, толкает их на многое.
Естественно, чем раньше заняться воспитанием, тем в дальнейшем будет проще. Начиная с полугодовалого возраста, когда ребенок ест и берёт ложку или любимые продукты под диктовку, он уже непроизвольно слушается и выполняет то, что ему говорят родители.
Обязательно должна быть игра в поощрение. Это когда, малыш играет, а мама достаёт печенье и говорит: «Кто быстрей прибежит, тот получит, что-то вкусное», конечно же, основным условием, должно быть, то, что ребенок не имеет лёгкого доступа к любимым сладостям. Он должен понимать, что кроме взрослого, он никак не сможет это добыть.
Если ребенок капризничает, а родителям действительно некогда им заняться, поиграть или выполнить то, что он хочет, то задача родителей перестать реагировать на его просьбы. Постарайтесь объяснить малышу, что у взрослых бывают иногда важные дела, и они не могут отвлекаться, а он уже взрослый и самостоятельный, поэтому и поиграть может сам.
Подросший ребенок уже на зов родителей, должен приходить, зная, что так нужно, а не для того, чтобы получить сладость. В более старшем возрасте у него должны быть свои личные обязанности, которые он должен выполнять не только по требованию родителя, а потому, что он обязан это делать. В нем должна развиваться самостоятельность.
У подростка, должна быть ответственность. Чтобы ощутить ее в полной мере, он должен научиться вести себя как взрослый. Держать ответ за то, что ему поручили, проследить за выполнением обязанностей у младших братьев и сестер. Цена за ошибку бывает разная и ребёнок должен понимать, что за невыполнением следует наказание.