Сказочный сатирический жанр
Расцвет сказочного жанра в творчестве Салтыкова-Щедрина пришелся на 80-е годы, когда в России начался период жесткой политической цензуры. Сатирик был вынужден находить такую форму для своих сказок, которая бы обходила эту цензуру и одновременно была понятна простому народу. Скрывая свою социальную сатиру за зоологическими масками и речью Эзопа, Салтыков-Щедрин создал новый жанр, в котором фантастика тесно переплелась с российской политической действительностью.
Двадцать девять сказок из тридцати двух великий сатирик написал в последнее десятилетие своей жизни.
В сказках Щедрина всегда описывалось противостояние двух социальных сил: трудового народа и его эксплуататоров – при этом образ народа представляли добрые и беззащитные животные, а образ эксплуататоров – беспринципные и жадные хищники. Крестьянскую Россию Салтыков-Щедрин описал в виде крестьянина Коняги, весь смысл существования которого свелся к вечному каторжному труду и выращиванию хлеба, который ему даже не принадлежит. Сатирик в своих сказках часто использовал образ русских тружеников, угнетаемых паразитами-помещиками, изящно насмехаясь над трусостью и беспомощностью последних.
Сатирические образы
Салтыков-Щедрин в своих сатирических сказках наделял народ чертами исключительно «приятных» животных – и наоборот, подчеркивая с их помощью огромную пропасть между простыми людьми и жиреющими на их крови властями. Так, его сатирический персонаж Ворон-челобитчик, олицетворяющий среднестатистического крестьянского мужика, в ответ на просьбу к помещикам облегчить невыносимую жизнь простых мужиков, получал отказ, оправдываемый тем, что закон всегда на стороне сильного.
Герои Салтыкова-Щедрина, живущие в собственническом обществе, зачастую бессильны перед хаосом и хищничеством вышестоящих людей.
Яркий пример социальной сатиры писатель привел в сказке «Карась-идеалист», где главным персонажем является благородный и чистый душой карась, имеющий хорошие социалистические идеи (как и сам Салтыков-Щедрин, который по убеждению был социалистом), но воплощающий их в жизнь наивными и смешными методами. Он верил в гармоническое развитие общества и бескровное достижение целей без свар и борьбы, однако его проглотила голодная щука, которая так и не поняла странных и нелепых проповедей карася.