Типовая структура бизнес-плана включает в себя ряд разделов.
Резюме бизнес-плана
Данный раздел традиционно открывает любой бизнес-план, но пишется он в конце. Резюме содержит общее описание производственной концепции, цели открытия данного бизнеса, а также наиболее важные финансовые показатели: финансовые ресурсы, окупаемость, доходность.
В данном разделе необходимо описать особенности производимых сувениров и их преимущества перед аналогами, представленными на рынке. Нужно определиться, какие именно факторы будут гарантировать успешность вашего предприятия.
Раздел может содержать информацию о социальной значимости проекта. Например, при открытии бизнеса по производству сувениров по древней, традиционной для региона технологии.
Характеристика бизнеса по производству сувениров
Раздел содержит общую характеристику бизнеса по производству сувениров. Здесь описывается предполагаемый ассортимент производства, который желательно распределить по отдельным группам. Например, бизнес-сувениры, восточные сувениры, национальные сувениры, украшения для дома и пр. Характеристика бизнеса также содержит информацию о целевых группах потребителей и их потенциальном спросе на продукцию.
Помимо этого проводится обоснование выбранной ценовой стратегии, а также способы отстройки от конкурентов.
Анализ бизнес-среды организации
В данном разделе необходимо проанализировать состояние рынка сувениров. Его региональный охват будет зависеть от географии продаж: планируете ли вы продажи исключительно на территории России или планируется также отгрузка на внешние рынки.
Анализ бизнес-среды должен содержать такие показатели, как объем и динамика рынка, факторы, влияющие на его развитие, характеристика потребителей и конкурентной среды, прогнозы развития в среднесрочной перспективе.
Стоит оценивать как динамику совокупного рынка сувениров, так и его целевого сегмента. Например, каким образом развивался рынок бизнес-сувениров по отношению к продажам сувениров. Если он показывал динамику ниже среднерыночной, то вряд ли данный сегмент можно считать перспективным.
В этом разделе необходимо определиться со своими конкурентами и определить распределение между ними рыночных долей.
Именно на основании анализа бизнес-среды можно спрогнозировать собственную долю на рынке, а, соответственно, и объем продаж.
План маркетинга
Особенное внимание в бизнес-плане уделяется плану маркетинга. Здесь должна содержаться стратегия и тактика маркетинговой политики компании, которые должны основываться на анализе потребителей.
Выбор каналов маркетинговой коммуникации зависит от сбытовой политики предприятия. Если оно будет ориентироваться на сбыт сувениров между крупными оптовыми поставщиками, тогда целесообразно продвигать товары через специализированные выставки и конференции, использовать технологию директ-маркетинга. Если предприятие будет развивать собственные розничные магазины по продаже сувениров, то отбираются массовые каналы коммуникаций - СМИ, интернет.
На основании выбранных каналов коммуникации планируется и распределяется маркетинговый бюджет.
Производственный и организационный план
В производственном плане приводится характеристика оборудования, которое планируется использовать в производственном процессе, а именно его стоимость, мощность, энергопотребление и прочие характеристики, определяющие постоянные и переменные расходы.
Если сувениры планируется производить вручную, необходимо рассчитать расход материалов, которые будут формировать себестоимость сувениров.
Организационный план содержит производственную структуру организации бизнеса. Здесь описываются основные отделы будущего предприятия и их функции, координация между подразделениями, структура менеджмента, автоматизация системы управления.
Финансовый план
В данном разделе осуществляется расчет финансовых показателей, которые отвечают на ключевые вопросы менеджмента и инвестора. На основании расчетов менеджеры могут узнать о размерах потенциальной прибыли от производства сувениров, а инвестор - о способности заемщика обслуживать долг. В числе анализируемых показателей - чистая прибыль, точка безубыточности, период окупаемости, норма рентабельности и пр.
Расчет производится на основании прогнозируемых расходов и плана продаж. В число расходов включается группа постоянных и переменных затрат. Это расходы на приобретение оборудования и мебели, аренду производственного помещения, затраты на сырье и полуфабрикаты, расходы на оплату труда персонала, электроэнергию, амортизацию и пр.
План продаж составляется на основании прогнозируемой доли компании на рынке, а также производственных мощностей. Он анализируется в стоимостном (с учетом отпускной цены) и натуральном исчислении.
Существуют специализированные программы, которые помогают автоматизировать все расчеты. От вас потребуется только задать первоначальные параметры.
Как правило, анализируется три сценария развития бизнеса - базовый, оптимистический и пессимистический. Они содержат показатели объема продаж сувениров при плановом развитии бизнес-среды, а также при влиянии стимулирующих или сдерживающих факторов. Бизнес-план должен содержать анализ чувствительности показателей эффективности инвестиционного проекта на основании присущих проекту рисков.