Знание
Мудрый человек должен обладать большим количеством знаний, причем знания эти должны быть разносторонними. Это отличало таких людей, как Леонардо да Винчи, Томас Мор, чья принадлежность к числу мудрецов не вызывает сомнений. Подобная «универсальность» была присуща и Аристотелю, заложившему основы многих наук.
Но большой багаж знаний еще не делает человека мудрым. Есть люди, которых называют «ходячими энциклопедиями»: знаний у них много, но они представляют собой «мертвый груз», просто сохраняясь в памяти. Такого «мудреца» с успехом заменит компьютер с большим объемом жесткого диска.
Истинно мудрого человека отличает восприятие знания как ценности. Он никогда не считает свои знания достаточными, познание мира – это его потребность. Именно это имел в виде Сократ в своем известном изречении: «Я знаю, что я ничего не знаю».
Осмысление мира
Накопление и систематизация знаний порождает необходимость вывести общие закономерности, по которым «живет» мироздание. Среди наук этим занимается философия, и не случайно ее название переводится как «любовь к мудрости», «любомудрие». Во многих древних культурах «мудрецами» называли тех, кого сегодня назвали бы философами.
Впрочем, профессиональный философ не всегда бывает мудрым. И наоборот, чтобы стать мудрым, не обязательно защищать диссертацию по специальности «Философия». Разум истинно мудрого человека всегда активен, всегда ищет проявления всеобщих закономерностей в конкретных событиях – сравнивает, анализирует и синтезирует, находит общие черты, обобщает и абстрагирует. Именно поэтому мудрый человек способен прогнозировать события – настолько, что кто-то может принять это за ясновидение. Никакой мистики в этом нет, мыслящий человек знает о любом новом событии – это уже когда-то и где-то было.
Отношение к миру
Пожалуй, самый сложный вопрос – это отношение мудрого человека к окружающему миру. Многие склонны отождествлять мудрость с равнодушием, со стремлением изолировать свой разум от окружающего мира. В некоторых философских системах (например, в буддизме) это даже провозглашается одной из главных задач.
Все же такой подход представляется ошибочным. Познание мира невозможно без восприятия его как ценности, без любви к нему. Понимание глубинных основ мира вообще и человеческой жизни в частности неизбежно должно порождать восторг перед величием мироздания.