Дело Антуана Берте
Однажды, просматривая выходившую в Гренобле «Судебную газету», Стендаль заинтересовался делом девятнадцатилетнего Антуана Берте, сына сельского кузнеца. Берте был воспитан священником местного прихода и, очевидно, считал себя в духовном отношении значительно выше своей семьи и окружения. Мечтая сделать карьеру, Антуан поступил на службу к местному богачу Мишу в качестве гувернера его детей. Вскоре выяснилось, что Берте стал возлюбленным мадам Мишу – матери своих воспитанников. После разразившегося скандала молодой человек лишился места.
Неудачи не оставили Антуана и в дальнейшем. Сначала он был отчислен из духовной семинарии, а затем изгнан со службы у парижского аристократа де Кардоне. Причиной изгнания послужил роман Берте с дочерью Кардоне, а также письмо, полученное Кардоне от мадам Мишу. Потеряв голову от отчаяния, Антуан Берте вернулся в Гренобль и во время церковной службы выстрелил сначала в мадам Мишу, а вслед за этим – в себя. Несмотря на то, что оба остались живы, Берте был осужден и приговорен к смертной казни.
Роман о Жюльене Сореле
Эта трагическая история настолько заинтересовала Стендаля, что он решил создать на ее основе роман о судьбе умного и талантливого молодого человека, низкое происхождение которого не позволило ему найти свое место в жизни. При этом писатель полностью переосмыслил события, описанные на страницах уголовной хроники. Фигура главного героя романа «Красное и черное» Жюльена Сореля приобрела гораздо большую значимость и масштабность по сравнению с мелким честолюбцем Антуаном Берте.
Три года понадобилось писателю, чтобы превратить банальное уголовное дело в роман эпохального значения. Ему блестяще удалось отразить картину жизни французского общества первой половины ХIХ века, на фоне которой разворачивается трагическая история Жюльена Сореля.
Место действия романа весьма условно. В начале и в конце повествования это вымышленный провинциальный городок Верьер, очень похожий на Гренобль, где разворачивались события уголовной хроники. Кроме того, действие разворачивается в малознакомом Стендалю Безансоне и нелюбимом им Париже. Такая условность выбора места действия позволила писателю создать впечатление всеохватности происходящих событий. Стендаль трактовал историю Жюльена Сореля не как частный случай, а как закономерное явление, продиктованное всей французской жизнью в эпоху Реставрации. Возможно, именно поэтому роман «Красное и черное» приобрел такую широкую известность и по сей день считается одним из лучших произведений реалистической литературы.