Деловая активность предприятия
Стабильное финансовое положение, высокая кредитоспособность предприятия, его устойчивое положение на рынке в значительной мере обуславливается его деловой активностью. Она характеризуется многими конкретными показателями, по которым можно судить о качественных и количественных критериях его деятельности: объемах реализации продукции и услуг, широте рынков сбыта, прибыли, величине чистых активов. Деловую активность предприятия характеризуют и такие показатели, как скорость оборота его средств, хорошая деловая репутация, степень выполнения плана по основным критериям эффективности его хозяйственной деятельности, уровень эффективности использования имеющихся ресурсов и стабильный экономический рост.
Из всех этих критериев можно выбрать лишь несколько, чтобы с помощью известных экономических законов с уверенностью судить о деловой активности предприятия. Для этого в мировой практике чаще всего используется закономерность, получившая название «золотое правило экономики».
В чем суть «золотого правила экономики»
Любое предприятие, вне зависимости от того, что оно производит – продукцию или услуги, работает по замкнутому циклу: производство продукции и услуг – их продажа – получение прибыли – расширение производства продукции и услуг. «Золотое правило экономики» позволяет оценить экономический потенциал предприятия по трем критериям, характеризующим этот цикл. В нем используются такие показатели, как:
- Тбп - темпы роста балансовой прибыли;
- Тв – темы роста выручки (объема реализации);
- Тк - темпы роста суммы активов, состоящих из основного и оборотного капитала предприятия.
Критерием деловой активности и эффективности деятельности предприятия является соотношение: Тбп > Тв > Тк > 100 %, означающее, что экономический потенциал данного предприятия увеличился по сравнению с предыдущим периодом.
Оценивая деловую активность предприятия, следует учитывать, что период, за который производится оценка, должен быть достаточно большим, ведь часть прибыли может быть вложена не в возобновляемое производство, а, например, в инвестиции или в освоение новой сферы деятельности, которые окупятся только через какое-то время. Легче всего убедиться в правильности данной закономерности, рассматривая деятельность небольших производств, но существующий экономический опыт уже показал, что оно безошибочно применимо к деятельности любой компании, вне зависимости от объемов ее оборотов.