Азы обучения


В большинстве случаев человек, желающий научиться простому гитарному аккомпанементу, не хочет и не может освоить нотную грамоту. Для подобной музыкальной деятельности вполне достаточно аккордовых цифровок – схематических изображений гитарных струн и ладов с указанием расположений пальцев в том или ином аккорде. Запомнив аккорды и их обозначения, можно аккомпанировать по схемам, которые нетрудной найти в специальных песенниках или в интернете.

Заучивание аккордов будет более успешным, если понимать смысл их обозначений. Знание основ нотной грамоты при этом все-таки не помешает, хотя бы на таком уровне, какой дается даже на уроках музыки в общеобразовательной школе, ведь связь между этими системами все же имеется.

Буква, которой обозначен аккорд – это нота, на которой он построен. Буквенная система обозначения звуковысотности древнее нотной записи, она сложилась в Средние века, когда «исходной точкой» звукоряда была не нота до, как сейчас, а нота ля. Именно она обозначается буквой А. Далее – по звукоряду соответственно латинскому алфавиту. Есть только одно уточнение: букве В соответствует не си, а си-бемоль, си обозначается буквой H. Но дальше все довольно просто: С – до, D – ре, E – ми, F – фа, G – соль. Диез (знак, повышающий звук на полтона) обозначается сочетанием is, бемоль (понижающий на полтона) – es. Таким образом, Cis – до-диез, Des - ре-бемоль. После гласных А и Е пишется только буква s. Поскольку ля-диез и ми-диез в этой системе не употребляются (они по ладам соотвествуют си-бемоль и фа), Аs и Es - это ля-бемоль и ми-бемоль.

Чтобы находить эти ноты на грифе, нужно знать строй гитары. Первая (самая высокая) струна – ми первой октавы, далее – си малой октавы, соль малой октавы, ре малой, ля большой октавы и самая низкая струна – и большой октавы.

Основа аккорда – бас – берется обычно на 5-й или 6-й, реже – на 4-й струне.

Лады на грифе расположены по полутонам. Чтобы разобраться, какой лад какой ноте соответствует, можно опереться на состав мажорной гаммы (ведь до-мажорная гамма – до-ре-ми-фа-соль-ля-си – известна если не всем, то многим): тон-тон-полутон-три тона-полутон. Например, нужно найти ноту соль на 6-й струне. Открытая струна – ми, между ми и фа – полутон, следовательно, на первом ладу будет фа. Между фа и соль – тон, значит, соль расположена через лад от фа – на третьем ладу, а второй лад – фа-диез.

Типы аккордов



В простом гитарном аккомпанементе чаще всего используются аккорды трех типов: мажорное трезвучие, минорное трезвучие или септаккорд (в большинстве случаев – малый мажорный). Септаккорд обозначается цифрой 7 после буквы, минорное трезвучие – буквой m, у мажорного трезвучия вообще нет дополнительных обозначений.

Аккорд состоит из звуков, которые расположены через ноту, или их можно расположить таким способом. Трезвучие состоит из трех нот. Между первыми двумя нотами мажорного трезвучия – два тона, а в минорном – полтора. Например, ми-соль-си – это ми-минорное трезвучие (Em), ми-соль-диез-си – ми-мажорное (Е). Септаккорд состоит из 4 нот, например, си-ре-диез-фа-диез-ля (H7).

Все ноты, входящие в аккорд, берутся на струнах гитары наиболее удобным образом. Например, ми-минорное трезвучие «ми-соль-си» (Еm) «раскладывается» так: ми – 6-я струна открытая, си – 2-й-лад на 5-й струне, ми – 2й лад на 4-й, соль, си и ми – открытые 3-я, 2-я и 1-я.
Цифра 6 обозначает дополнительную ноту в трезвучии, которая вместе с основанием аккорда образует интервал, охватывающий 6 нот, например, ля-до-ми-фа (Аm6).

В ряде случаев к аккорду добавляется буква, отделенная от основного обозначения косой чертой. Так обозначается дополнительный бас, например, Аm/Е – это ля-минорное трезвучие с басом «ми».