Предпосылки возникновения христианства
Христианство существует более двух тысяч лет, возникло оно в I веке до н. э. Единого мнения о точном месте зарождения этой религии нет, некоторое исследователи уверены, что христианство возникло в Палестине, другие утверждают, что это произошло в Греции.
Палестинские евреи до II века до н. э. находились под чужеземным владычеством. Но им все-таки удалось добиться экономической и политической самостоятельности, существенно расширив свою территорию. Самостоятельность длилась недолго, в 63 году до н. э. римский военачальник Гней Полтей ввел в Иудею войска, присоединив эти территории к Римской империи. К началу нашей эры Палестина полностью потеряла самостоятельность, управление стало осуществляться римским наместником.
Утрата политической самостоятельности привела к усилению позиций радикальных националистических еврейских религиозных группировок. Их лидеры распространяли идею божественного возмездия за нарушения религиозных запретов, обычаев и заветов отцов. Все группировки вели активную борьбу против римских завоевателей. Побеждали в ней по большей части римляне, поэтому к I веку н. э. надежда на приход Мессии в народе усиливалась с каждым годом. Это доказывает и то, что первая книга Нового Завета – Апокалипсис датирована именно I веком нашей эры. Идея возмездия проявилась в этой книге наиболее сильно.
Идеологическая основа заложенная иудаизмом, совместно с сложившейся исторической обстановкой, также способствовала возникновению христианства. Ветхозаветная традиция получила новую трактовку, переосмысленные идеи иудаизма давали новой религии веру во второе пришествие Христа.
Античные философские учения также оказали существенное влияние на становление христианского мировоззрения. Философские системы неопифагорийцев, стоиков, Платона и неоплатоников дали христианской религии много мыслительных конструкций, понятий и даже терминов, отраженных впоследствии в текстах Нового Завета.
Стадии становления христианства
Становление христианства происходило в период с середины I века до V века нашей эры. В этом периоде можно выделить несколько основных стадий развития христианства.
Стадия актуальной эсхатологии (вторая половина II века). На первой стадии христианскую религию можно называть иудеохристианской, так как она еще окончательно не отделилась от иудаизма. Приход спасителя в этот период ожидался буквально со дня на день, поэтому он называется – актуальная эсхатология.
В этот период еще не существовало централизованной христианской организации, не было священников. Религиозные общины возглавляли харизматики, проповедовали учение среди людей дидаскалы, технические вопросы решали диаконы. Чуть позже появились епископы – наблюдатели, надзиратели и пресвитеры – старейшины.
Стадия приспособления (II начало III века). В этот период настроения христиан меняются, скорого светопреставления не случается, напряженное ожидание сменяется на приспособление к существующим мировым порядкам. Общая эсхатология уступает место эсхатологии индивидуальной, основанной на учении о бессмертии души. Постепенно изменяется национальный и социальный состав христианских общин. Все больше представителей образованных и состоятельных слоев населения разных народов обращаются в христианство, вследствие чего вероучение становится более терпимым к богатству.
В этот же период христианство полностью отрывается от иудаизма, среди христиан становится все меньше евреев. Иудейские ритуалы сменяются на новые, религиозные праздники наполняются новым мифологическим содержанием. В культе христианства появляются крещение, молитва, причащение и другие обряды, заимствованные из религий разных народов. Начинают формироваться крупные церковные христианские центры.
Стадия борьбы за господство в империи. На третий стадии христианство окончательно утверждается в качестве государственной религии. C 305 по 313 год христианство подвергается гонениям и преследованиям проходит так называемую «эру мучеников». С 313 года по миланскому эдикту императора Константина христиане получают равные с язычниками права и становятся под защиту государства. В 391 году император Феодосий окончательно закрепляет христианство официальной государственной религией и запрещает язычество. После этого начинают проводиться соборы, на которых разрабатываются и утверждаются церковные догмы и принципы дальнейшего развития и укрепления христианства.