Пределы температуры тела
36,6 оС – привычная классическая температура тела, и малейшие отклонения от этой цифры порой воспринимаются с опаской. Но все очень индивидуально!
36,6 оС – это, скорее, символ завидного здоровья. Нормальная температура и 35,5 оС, и 37,0 оС – таковые ее нижний и верхний пределы. Однако у детей и 5% взрослых она может находиться в интервале от 37,0 оС до 37,5 оС, и это тоже допустимо.
Такая температура свойственна многим легко возбудимым людям с нежной нервной системой. Нередко у женщин при овуляции и к концу менструального цикла она тоже слегка поднимается. А у беременных 37,3 оС – обычное дело.
Часты случаи так называемого термоневроза. При сильных эмоциональных встрясках, физически тяжелых нагрузках, смене климата, часовых поясов температурная регуляция может давать сбои. Особенно характерно это для еще несовершенного детского организма.
Значительный подъем температуры – замечательный механизм самозащиты организма. Это его мощное оружие при вторжении болезнетворных микробов. И если она не выше 38,5 оС, снижать ее жаропонижающими средствами – большая ошибка.
Настораживать должна стабильно удерживающаяся длительное время слегка повышенная, субфебрильная температура: 37,2-37,5 оС (реже – до 37,9 оС). В таких случаях с досадой сетуют, уж лучше б жар, чем субфебрилитет. Почему? В этом надо спокойно, без паники разобраться и найти причину.
О чем может сигнализировать субфебрилитет
Чаще всего – об очаге воспалительного процесса. Какого? Поскольку мало кто регулярно следит за здоровьем своих зубов, это банальный кариес. Зуб еще не болит, но длительный процесс его разрушения исподволь развивается, и организм реагирует на него повышением температуры.
Многим знакомо такое неопределенное состояние, когда ты, вроде бы, и не болен, но и не здоров. Зачастую так начинаются простуды, вирусные поражения горла, бронхов.
В XX веке некоторые инфекционные болезни протекали остро, бурно, а сегодня картина их развития «смазанная», вялотекущая. Так, например, пневмония, туберкулез или токсоплазмоз могут ничем себя не выдавать, кроме субфебрильной температуры.
Сопутствует она и тяжелым онкологическим, аутоиммунным процессам. Правда, при этих заболеваниях помимо субфебрилитета налицо и другие типичные симптомы.
Нехватка железа в организме – вроде бы, достаточно безобидный недостаток. Но он вызывает развитие анемии, а анемия дает стойкую повышенную температуру. Поскольку уровень гемоглобина низок, иммунная система вынуждена работать в экстремальных условиях, и такое напряжение компенсируется терморегуляцией организма.
Часто стабильно повышенную температуру дает щитовидная железа, когда она вырабатывает чрезмерно много гормонов. Из-за их избытка нарушается энергетический обмен. Но субфебрилитету при гипертиреозе обычно сопутствуют повышенная потливость, тахикардия, излишняя нервозность, быстрая утомляемость, похудение.
Бывает, после лечения ангины, бронхита или пневмонии температура какое-то время остается повышенной. «Температурный хвост» – последняя реакция организма вслед ушедшей болезни. У одних такой шлейф тянется неделю, у других – месяц, а то и два, но терморегуляция все равно нормализуется.
Однако чаще всего субфебрильная температура сигнализирует о не вылеченных до конца заболеваниях. Скажем, у человека гайморит, бронхит или воспаление придатков. Он начинает принимать антибиотики. И, почувствовав себя значительно лучше, бросает начатый курс лечения. Болезнь не исчезает полностью, а загоняется внутрь.
Воспалительный процесс, как потушенный костер, уже не пылает, но продолжает долго тлеть. Однако стоит пролечиться до конца – и субфебрилитета как не бывало.