По большому счету можно выделить два способа снижения токсичных выхлопов автомобиля. Первый заключается в правильной регулировке топливной системы двигателя, своевременном ремонте шатунно-поршневой группы (замена поршневых колец, вкладышей, расточка блока цилиндров и т.д.), а также использовании авто, имеющих, помимо бензинового двигателя, еще и электрический. Второй способ заключается в применении катализаторов – устройств, призванных нейтрализовать токсичные выхлопы от бензиновых и дизельных моторов. По месту размещению и принципу действия сегодня используют 2 типа катализаторов.

Катализатор выхлопных газов



Устройство, понижающее токсичность выхлопов, монтируется между выпускным коллектором и глушителем. Очищение происходит благодаря прохождению газов, разогретых до высокой температуры, сквозь решетку катализатора, которая изготавливается методом напыления на керамику драгоценных металлов (золото, платина, палладий). При контакте с ними вредные вещества распадаются на менее токсичные элементы, либо окисляются. Используемая в устройстве керамическая решетка снабжена огромным количеством проходов, - этим обеспечивается максимальная площадь соприкосновения с отработанными газами. Однако со временем решетка забивается несгораемыми отходами (масло, свинец и т.п.) и эффективность «фильтра» падает. Поэтому не рекомендуется использовать подобный катализатор на авто, заправляемых топливом с тетраэтилсвинцом.

Катализатор топлива (КТ)



Это еще одно устройство, помогающее снизить токсичность газов. Принцип его действия – предварительная обработка топлива, нагнетаемого в цилиндры. Это значительно повышает полноту сгорания и снижает количество вырабатываемых вредных веществ. Т.е., такой катализатор просто дожигает выхлопную смесь до получения экологически безопасного состава. При этом снижается расход топлива, износ элементов двигателя идет не так интенсивно, - возможен даже процесс восстановления геометрии поверхности трения в цилиндрах. Все это увеличивает пробег авто до первого капитального ремонта. КТ монтируется непосредственно в системе подачи топлива, где «занимается» каталитической подготовкой топлива. Говоря научным языком, данное устройство ступенчатым способом улучшает качество молекулярного состава посредством его насыщения солями плакирующих металлов.