Дирижеры – откуда они
Интересно отметить, что окончательно дирижерское искусство оформилось только в девятнадцатом веке. Однако уже на ранних барельефах ассирийской и египетской цивилизаций были изображения, где один человек с чем-то вроде жезла, управлял группой людей, играющих на музыкальных инструментах. Нечто подобное было и в Древней Греции, где специальный человек с помощью жестов рук управлял исполнением музыки.
Ближайший родственник дирижерской палочки - скрипичный смычок, поскольку именно им часто задавал темп концертмейстер или первая скрипка.
Следует сказать, что на ранних этапах развития оркестрового исполнения оно не было столь сложным, как в настоящее время. И дирижер был не всегда необходим. Отчасти дальнейшим развитием и закономерным усложнением произведений и обосновано искусство дирижера, а также необходимость в нем.
19 век – дирижеры современности
Дальнейшее усложнение симфонической музыки, увеличение количества инструментов в оркестре потребовало того, чтобы всем этим руководил специальный человек – дирижер. Он держал в руках особую палочку в виде трубки из кожи или просто свернутые в трубочку ноты. Знакомая всем деревянная палочка появилась только в начале девятнадцатого века. Первым ее использовал венский дирижер Игнац фон Мозель.
Интересно, но первоначально для приличия дирижер управлял оркестром, стоя лицом к зрителям.
В практике исполнителей бытовала традиция, что композиторы сами зачастую исполняли свои произведения. Они гастролировали с собственным оркестром или исполняли музыку на постоянном месте пребывания. Композитор в данном случае выступал в роли дирижера.
Значимость дирижера
Средний оркестр состоит из двух-трех десятков исполнителей, а если взять больше, то можно оперировать цифрой около сотни. Несмотря на то, что у каждого есть собственная партитура, у человека может быть свое мнение относительно того, как следует играть: тихо, громче, быстрее, медленнее. Как известно, сколько людей – столько мнений. Представьте себе толпу людей, и каждый - с собственным пониманием произведения. Конечным продуктом такой дезорганизации станет как минимум какофония.
Здесь и требуется руководитель. Тот, кто скажет, где играть чуть тише, где сделать выразительный акцент, как правильно взять паузу. Сложная наука управления оркестром позволяет в точности давать указания как отдельным музыкантам, так и целым группам. Только так гениальное произведение обретает полноту, цельность и живет в веках.