Почему самолет взлетает против ветра
Перед началом взлета летательный аппарат обязательно должен быть развернут против ветра. При этом перед ним должно оставаться достаточно большое пространство для разбега, с которого и начинается каждый взлет.
Разбег необходим, чтобы самолет мог набрать достаточную скорость для отрыва от земли.
При взлете на попутном ветре самолету требуется больший разбег и скорость разгона. Кроме того, если машина поднимается в воздух, может возникнуть помпаж, который довольно часто приводит к плачевным последствиям.
Помпаж – это срывной режим работы авиадвигателя, а также нарушение газодинамической устойчивости его работы, сопровождающийся хлопками в воздухозаборнике из-за противотока газов. Из-за этого происходит резкое падение тяги и мощная вибрация всего самолета, появляется дым из выхлопа двигателя. При этом воздушный поток, обтекающий лопатки рабочего колеса, после резко меняет направление, в результате чего внутри турбины появляются турбулентные завихрения.
Подъемная сила крыла зависит от квадрата скорости набегающего потока воздуха. При взлете против ветра к собственной скорости самого самолета добавляется еще и скорость ветра. А набегающий навстречу воздушный поток позволяет увеличить подъемную силу крыла, за счет чего уменьшается минимальная скорость самолета относительно земли для удержания себя в воздухе.
Подобное положение актуально не только взлета, но и для посадки. Ведь чем меньше скорость самолета при посадке, тем безопаснее и мягче ее можно совершить.
Опытные летчики утверждают, что ни в коем случае в момент взлета не нужно спешить. Ведь уже бывали случаи, когда излишняя торопливость приводила к крайне печальным последствиям.
Кроме того, что взлетать самолету против ветра намного проще, это еще и ощутимая экономия времени и топлива. Ведь железная махина расходует огромное количество керосина, а сокращение времени разбега способно сберечь достаточно много топлива.
Взлет при боковом ветре, особенно сильном, является крайне затруднительным. Ведь самолет попросту порывами сносит с полосы. И летчикам приходится применять ряд определенных комбинаций, которые помогут выровнять машину и поднять ее в воздух без особых проблем. Посадка в таких условиях также довольно затруднительна.
Что следует учитывать
Перед взлетом летчики получают всю необходимую информацию: и скорость ветра, и его направление, и многие другие специальные данные, которые должны помочь им осуществить правильный и легкий взлет.
Однако случается, что пилоты на взлете могут допускать ошибки. Некоторые из них пассажиры даже не ощущают. Другие заканчиваются весьма печально.
Летчикам же необходимо очень тщательно относиться к процедуре взлета и быть собранными на взлетной полосе. К тому же современные самолеты таковы, что легко могут взлетать как против, так и по ветру. Да и боковой им тоже не доставит проблем.