Облачение монахов − клобук
Облачение священников когда-то произошло от мирской одежды, в том числе и клобуки, но быстро приобрело особые отличия и качества, которые выделяют священнослужителей из общей людской массы. По одежде можно судить о сане священника.
Послушника, принявшего постриг и посвященного в первую степень монашества, одевали в камилавку − цилиндр, обшитый черной материей. Камилавка не является исключительно убором для чернецов. Для белых священников бархатная фиолетовая камилавка – награда.
Клобук – головной убор православных служителей церкви, в частности, монахов, их повседневное облачение, в котором можно совершать и некоторые богослужения. Состоит он из высокой камилавки и, как правило, черного покрывала, называемого куколь, ниспадающего до пояса и заканчивающегося тремя концами, символизирующими Святую Троицу.
Чем отличается клобук патриарха
Форму сегодняшнего клобука русская церковь позаимствована у греков в XVII веке. С той поры она почти не претерпела изменений. В современной интерпретации куколь шьется из легкой материи, это может быть шелк. В древности же покрывало служило защитой в непогоду и изготавливалось из плотной ткани. Практическое назначение имели и разделенные концы, ими подвязывали клобук в ненастье под подбородком.
Высоко сановные монахи носят клобук во время церковной службы и вне ее. Архиепископам предписаны черные уборы с нашитыми на них алмазными крестами в оправе из драгоценного металла. Бриллиантовый крест символизирует крепость веры. Канон, предписывающий носить алмазные кресты на камилавке, утвердили в конце XVIII. Епископам не положены кресты на клобуках.
Патриарх всея Руси надевает клобук, отличный от других по форме и цвету. Патриаршая камилавка имеет сферическую форму белого цвета с бриллиантовым крестом на маковце. Лобная часть украшена иконой, на концах куколи вышитые золотом херувимы. У митрополитов простой белый клобук с крестом. Право ношения белых уборов было пожаловано им в 1667 году.
Клобук, особенно патриарший, напоминает древнерусский шлем и именуется в церковной среде «шлемом надежды спасения». Такое название пошло от слов апостола Павла: «Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения».
Повседневное облачение священников и монахов символизируют те качества, которыми должны обладать все христиане, которых при Крещении назвали воинами Христовыми.