Формирование морали происходит в процессе исторического развития человеческого общества в целом, нации, народности, крупного или мелкого поселения.
Обуславливаются нормы морали идеями выживаемости этноса, попыткой создания взаимотерпимости и по возможности - взаимоуважительности.
Наиболее общечеловеческими моральными ценностями почитаются уважение к старости, почитание родителей, родительская жертвенность по отношению к своим детям, забота о больном.
Перечисленные постулаты способствуют продолжению рода, а потому являются основополагающими. Несоблюдение этих моральных устоев осуждается обществом и порой жестоко карается.
Также общими у практически всех народов являются моральные принципы, затрагивающие вопросы построения и организации семьи и семейных отношений.
Семейная иерархия, распределение обязанностей обустраивались таким образом, что почти у всех народов женщина, мать – это хранительница очага. Мужчина – добытчик и защитник рода.
Женщина, кроме того – олицетворение семейной чистоты, чести и совести.
Большое значение придавалось в недавнем прошлом вопросам девственности – непорочности девушки, вступающей в брак. Это лишало мужчину повода и возможности упрекнуть жену, что, безусловно, способствовало крепости семейных уз. Вопрос непорочности невесты отнюдь не был делом личных взаимоотношений молодых. Этот аспект высокой нравственности, добрачной чистоты будущей матери семейства контролировался общественностью.
Факт взятия в жены девственницы, целки, не давал возможности мужу в дальнейшем обвинить жену в неверности и прогнать из дому. Так как дальнейшее ее нравственное развитие, по мнению общества, зависело от мужа, от него самого. И общество оберегало эти традиции и принуждало почитать.
На определенных этапах развития общества моральные ценности могут меняться. Иногда – кардинально. Вспомните документальный фильм Виталия Манского «Девственность». Вспомните щемящую сцену разговора в салоне автомобиля автора и героини, решившей продать свою девственность за 3000 американских долларов.
Это не тёмная хуторская девка. У нее мать – школьная учительница. Она сама – начитанная, хорошо и складно говорит. Умело молчит – длинные паузы должны показать внутреннюю борьбу, муки совести. Однако тот циничный факт, что за 500 долларов «сверху» она согласилась выставить свой позор на весь свет, заставляет вас сильно усомниться в искренности такой борьбы.
Перемена и потеря обществом устоявшихся моральных принципов изменяет это самое общество не в лучшую сторону. Это отмечается и социологами, и простыми людьми, об этом говорит и статистика. Особенно чувствительно реагирует демография. В странах, где высшим принципом стало стремление разбогатеть любыми средствами, семьи хрупки и непостоянны, рождаемость неуклонно падает.
Ничего личного – только бизнес! Что может быть циничнее подобного девиза?!
Обуславливаются нормы морали идеями выживаемости этноса, попыткой создания взаимотерпимости и по возможности - взаимоуважительности.
Наиболее общечеловеческими моральными ценностями почитаются уважение к старости, почитание родителей, родительская жертвенность по отношению к своим детям, забота о больном.
Перечисленные постулаты способствуют продолжению рода, а потому являются основополагающими. Несоблюдение этих моральных устоев осуждается обществом и порой жестоко карается.
Также общими у практически всех народов являются моральные принципы, затрагивающие вопросы построения и организации семьи и семейных отношений.
Семейная иерархия, распределение обязанностей обустраивались таким образом, что почти у всех народов женщина, мать – это хранительница очага. Мужчина – добытчик и защитник рода.
Женщина, кроме того – олицетворение семейной чистоты, чести и совести.
Большое значение придавалось в недавнем прошлом вопросам девственности – непорочности девушки, вступающей в брак. Это лишало мужчину повода и возможности упрекнуть жену, что, безусловно, способствовало крепости семейных уз. Вопрос непорочности невесты отнюдь не был делом личных взаимоотношений молодых. Этот аспект высокой нравственности, добрачной чистоты будущей матери семейства контролировался общественностью.
Факт взятия в жены девственницы, целки, не давал возможности мужу в дальнейшем обвинить жену в неверности и прогнать из дому. Так как дальнейшее ее нравственное развитие, по мнению общества, зависело от мужа, от него самого. И общество оберегало эти традиции и принуждало почитать.
На определенных этапах развития общества моральные ценности могут меняться. Иногда – кардинально. Вспомните документальный фильм Виталия Манского «Девственность». Вспомните щемящую сцену разговора в салоне автомобиля автора и героини, решившей продать свою девственность за 3000 американских долларов.
Это не тёмная хуторская девка. У нее мать – школьная учительница. Она сама – начитанная, хорошо и складно говорит. Умело молчит – длинные паузы должны показать внутреннюю борьбу, муки совести. Однако тот циничный факт, что за 500 долларов «сверху» она согласилась выставить свой позор на весь свет, заставляет вас сильно усомниться в искренности такой борьбы.
Перемена и потеря обществом устоявшихся моральных принципов изменяет это самое общество не в лучшую сторону. Это отмечается и социологами, и простыми людьми, об этом говорит и статистика. Особенно чувствительно реагирует демография. В странах, где высшим принципом стало стремление разбогатеть любыми средствами, семьи хрупки и непостоянны, рождаемость неуклонно падает.
Ничего личного – только бизнес! Что может быть циничнее подобного девиза?!