Для чего нужно делать опись имущества


Этот документ нужен не только наймодателю, но и нанимателю. В первом случае он является гарантией сохранности имущества, а во втором гарантированно защищает съемщика от необоснованных претензий хозяина жилья и имущества. В случаях конфликтов, в которых договоры найма расторгаются досрочно, нередки случаи взаимных обвинений и претензий сторон, спор между которыми завершается судебным разбирательством. Каждой из сторон без грамотно оформленной описи будет достаточно трудно доказать в этом случае свою правоту. Опись имущества сводит к минимуму число взаимных претензий и обид, защищая интересы и той, и другой стороны.

Как грамотно оформить опись имущества


Оформить опись имущества можно как отдельный документ или как приложение к договору найма. Как и сам договор, она может быть изложена в простой произвольной письменной форме, заверять у нотариуса ее не требуется. Но чтобы это был юридически значимый документ, а не «филькина грамота», которую суд откажется принимать к рассмотрению, в ней должны быть указаны реквизиты обеих сторон. К таким реквизитам относится полное имя, отчество и фамилия, паспортные данные и адрес постоянной регистрации.

Текст описи целесообразно оформить в виде таблицы с графами, в которых будет указан порядковый номер, наименование вещи, количество единиц и примечание. В примечании следует дать подробное описание каждой позиции с указанием внешнего вида, степени изношенности или состоянии.

Все предметы: мебель, технику и пр., которые внесены или вносятся в опись при заключении договора найма, жильцу следует осмотреть при вселении на предмет исправности и наличия дефектов. Если они не внесены в опись, их следует отразить в ней. Опись должна быть как можно более подробной, поскольку те вещи, которые не будут включены в нее, жилец может присвоить или потерять, а доказать их наличие и вернуть стоимость хозяин уже не сможет. Для этого в опись вносится все, имеющее ценность, в том числе: книги, постельное белье, посуда, ковры, бытовая техника.

Опись должна быть составлена как минимум в двух экземплярах, каждый из них должен быть подписан двумя сторонами с расшифровкой подписи и указанием даты. Если договор заключается через посредника, экземпляр описи должен быть и у него. К описи нужно составить два экземпляра акта сдачи приемки. Первый экземпляр заполняется и подписывается при вселении жильца в снятую квартиру, второй – при выселении из нее и сдаче ключей наймодателю.