Кто находится на поле?
Купите большие красивые шахматы. Чем меньше ребенок, тем крупнее должны быть фигурки. Младший дошкольник просто не воспримет карманные шахматы. Кроме того, может их проглотить или засунуть в нос или в ухо. Лучше выбрать набор, в котором доска и фигурки раскрашены в классические черный и белый цвета. Дошкольнику очень трудно понять, почему красная или коричневая клеточка называется черной, а желтая – белой. Разложите и рассмотрите доску. Обратите внимание вашего ученика на то, что черные и белые клеточки чередуются и по длине, и по ширине доски. Можно заодно заняться счетом. Юный шахматист должен понять, что в каждом ряду поля – 8 клеточек, по 4 черных и белых.
Рассмотрите фигуры
У дошкольника прекрасно развито воображение. Он легко представит себе, что фигурка странного вида – король, который в армии самый главный, его должны все защищать. В наборе есть еще пешки, ладьи, слоны, кони и ферзь. Расскажите, что пешки – солдаты, поэтому они все одинаковые. Они очень смелые и стоят в первом ряду. Коней и слонов ребенок наверняка уже видел на картинках. Иногда бывает сложно объяснить, что такое ладья. Расскажите, что это очень большой корабль. Можно объяснить, что ладью еще иногда называют турой, то есть башней. Ребенок может не понять, почему это башня двигается, но найти объяснение несложно. Например, это может быть очень большой танк. Не всем детям понятно, что такое ферзь. Можно сказать, что это – первый помощник короля, военный министр.
Расставьте фигуры
Расскажите ребенку, что в войске каждая фигура должна знать свое место. Король, ферзь, слоны, кони и ладьи стоят в крайних рядах, при этом порядок определяется правилами. На крайних клетках – ладьи, на вторых от края – кони, далее следуют слоны, а позицию в центре всегда занимают король и ферзь. Во втором от края ряду стоят солдатики-пешки, они закрывают остальных.
Кто как ходит
Покажите, как ходят пешки. Они передвигаются на одну клеточку вперед и только в начале игры могут шагнуть через клетку. Пока пешки стоят ровной шеренгой, ни одна фигура кроме коня, не может двигаться. Конь умеет прыгать, он может перескочить через шеренгу, при этом ходит буквой «Г» – три клеточки вперед, назад или вбок, одна в сторону. Покажите, что ладья может ходить только по прямой, а слон – только по диагонали, причем один из слонов всегда должен находиться на белой клеточке, а второй – на черной. Расскажите, что король может передвигаться в любом направлении, но всего на одну клетку, зато ферзь может двигаться и как пешка, и как король, и как слон, и как ладья.
Цель игры
Объясните, что игра в шахматы представляет собой сражение. Цель ее – убрать с доски фигуры противника и сделать так, чтобы король оказался под ударом и к тому же окруженным. Покажите, как сбивают фигуры противника. Например, пешка бьет наискосок и становится на место убранной фигуры, слон может сбить фигуру или пешку, находящуюся от него по диагонали и т.д. Короля сбивать нельзя, если ему угрожают, это называется «шах», а если объявлен шах и королю некуда деваться – ему объявили мат, и тот, чей король попал в такое неприятное положение, проиграл. Во время первой игры подсказывайте ребенку, как нужно ходить. Двух-трех занятий будет достаточно. После того как ребенок немного освоит правила, начните решать несложные шахматные задачи.
С выводом согласен. Когда понятны правила игры, можно обучаться двумя способами:
1. Играть в шахматы с тем, кто уже умеет. Для результатов таким путем важно, чтобы "учителю" хватало терпения :)
2. Более простой и последовательный вариант - решать задачи. Детям рекомендую шахматные задачи logiclike.