Нельзя сказать, что эти стереотипы верны на 100%, но рациональное зерно в них есть. Выходец из России, например, может принять за ссору обычную дружескую беседу двух испанцев или арабов. Привычка многих российских студентов бездельничать в течение семестра, а потом учить весь материал в последние дни перед экзаменом тоже хорошо известна преподавателям.
Возникновение национальных особенностей характера закономерно. Каждый народ веками жил в определенных природных условиях, которые формировали его быт, традиции и характер.
Север и Юг
Чем севернее расположена та или иная местность, тем суровее условия, в которых приходится жить человеку, тем труднее выжить в одиночку. Человек страстный, вспыльчивый, обладающий безудержным темпераментом имеет больше шансов поссориться с родственниками и быть изгнанным из родовой общины, чем спокойный и рассудительный человек.
В суровых условиях северных земель (например, на Скандинавском полуострове) такие изгнанники были обречены на гибель, выживали люди более спокойные, которые не разрывали родовых связей. В условиях южного климата, где не было такого «отбора», темпераментные люди могли занимать доминирующее положение в силу своей повышенно активности. Этим и объясняется темпераментность южан и спокойствие северян.
Горы и равнины
Практически во всех цивилизациях столицы находились на равнинах, а не в горах. По равнине проще путешествовать, перевозить грузы, поэтому именно на равнинах развивалась торговля. Развитие экономики «тянуло за собой» изменения в общественной организации, вело к зарождению государственных структур. Горные местности были затронуты этими процессами в меньше степени. Именно поэтому у народов, живущих в горных местностях, дольше сохранялись родовые традиции (Кавказ в России, север Шотландии в Великобритании).
Особенности земледелия
Земледельческие народы, к которым принадлежали и древние славяне, выстраивали свою жизнь сообразно полевым работам. Россия находится в зоне рискованного земледелия. Короткий земледельческий сезон заставлял людей максимально выложиться в сжатые сроки, далее следовал длительный период относительного бездействия.
Конечно, зимой тоже надо было работать – ухаживать за скотиной, рубить дрова, прясть – но все это не шло ни в какое сравнение с тем колоссальным напряжением сил, которого требовал от крестьянина земледельческий сезон, в течение которого надо было успеть сделать очень много. Так сформировалась характерная для русских привычка чередовать длительное бездействие с относительно коротким периодам напряженнейшего труда, что проявляется даже у современных горожан-студентов, никогда не занимавшихся земледелием.