Функции стратегического менеджмента
Стратегический менеджмент заключается в последовательном выполнении функций, механизм действия которых применяется как ко всему предприятию в целом, так и к его отдельным подразделениям и функциональным зонам. К основным функциям можно отнести:
- перспективное стратегическое планирование;
- организация и обеспечение выполнения намеченных планов;
- координация действий всех структур предприятия по реализации поставленных задач;
- мотивация персонала на быстрое и качественное выполнение стратегических задач;
- постоянный контроль над тем, как выполняется разработанная стратегия.
Перспективное стратегическое планирование основывается на анализе современных реалий рынка и его мониторинге. Это позволяет оценивать возможные риски и составлять верные прогнозы изменения конъюнктуры, а также разрабатывать правильную стратегию с учетом распределения имеющихся материальных и трудовых ресурсов. Организация и обеспечение выполнения намеченных планов заключается в выборе и согласовании управляющих механизмов и структур, создании единого коллектива, объединенного общей целью и общей корпоративной культурой, поддерживающей намеченный стратегический план.
Координация действий всех структур направлена на согласованность и последовательность решений, принимаемых на уровне отдельных работников и подразделений, а также последовательную консолидацию локальных стратегий на уровне аппарата управления. Мотивация, заключающаяся в разработке и использовании системы стимулов, необходима для создания творческой атмосферы и материальной заинтересованности, побуждающих работников к качественному решению стоящих перед ними стратегических задач. Контроль необходим, чтобы отслеживать процесс выполнения поставленных задач, контролировать его правильность и вовремя корректировать отклонения.
Принципы стратегического менеджмента
Стратегическое управление основывается на следующих принципах:
- научность в сочетании с творческим подходом и импровизацией;
- целеустремленность, направленная на скорейшее выполнение поставленных задач и достижения стратегических целей;
- гибкий подход, позволяющий своевременно учитывать изменения конъюнктуры и вносить корректировки в поставленные цели;
- точность и максимальная детализация пунктов стратегического плана;
- системный подход к формированию стратегии и выполнению поставленных задач;
- консолидация функциональных стратегий всех подразделений компании;
- причастность каждого работника компании к формированию стратегических планов;
- обеспечение необходимых условий для их выполнения.