Из истории термина
Считается, что зарождение постмодернизма пришлось на 60-70-е годы ХХ столетия. Он возникает как логическая реакция на кризис идей эпохи модерна. Толчком также послужила так называемая «смерть» супероснований: Бога (Ницше), автора(Барт), человека (гуманитарности).
Сам же термин впервые был употреблен в эпоху Первой мировой войны в труде Р. Панвица 1917года, именованном «Кризис европейской культуры». Позже, в 1934 году, термин был подхвачен литературоведом Ф. де Онис в работе по антологии испанской и латиноамериканской поэзии. Онис использовал термин в контексте ответной реакции на принципы модернизма. Однако понятию умудрились придать даже общекультурологический смысл, как символу окончания западного господства в религии, а также культуре (Арнольд Тойнби «Постижение истории»).
Итак, постмодернизм появился в противовес модернизму, доступному и понятному лишь избранным представителям социума. Проще говоря, облекая все в пресловутую, игровую форму, постмодернизм добивается нивелирования различий массового и элитарного, то бишь низвергает элиту в массы.
Философский постмодернизм
Постмодернизм в философии характеризуется ярко выраженным тяготением не к научному аспекту, а к искусству. Философская концепция не просто начинает занимать маргинальные позиции по-отношению ко всему научному, она демонстрирует тотальный концептуальный хаос.
«Обновленная философия» обескураживает своим всеотрицанием. Согласно философии постмодернизма абсурдна сама идея объективности и достоверности. Именно по этой причине постмодернизм воспринимается маргинальным и иррациональным дискурсом, за которым, как правило, ничего не стоит.
По Бодрийяру классическая эстетика зиждилась на таких фундаментальных основах, как: образованность, непререкаемая подлинность и достоверность, а также трансцендентность и сложившаяся система ценностей. Субъект тождественен творцу, он - источник воображения и «воплотитель» идеи. Суть постмодернизма же в эстетике симулякра («копия, не имеющая оригинала в реальной действительности»). Ему свойственна искусственность и поверхностность, антииерархичность и отсутствие каких бы то ни было глубинных подтекстов.
Постмодернизм в искусстве
В отношении искусства отмечается некая двойственность. С одной стороны прослеживается явная утрата художественных традиций, исключающая всякую преемственность. С другой же стороны, на лицо неподдельная взаимосвязь с модой, культурой кино и коммерческой графикой. Единственной и неоспоримой ценностью утверждена свобода художника, абсолютная и ничем не ограничиваемая.