Без суда и следствия
Жуткому событию предшествовало и способствовало заседание президиума Уралсовета, состоявшееся 12 июля 1918 года. На заседании было не просто вынесено судьбоносное решение о надлежащем расстреле царской семьи, но и разработан тщательный план преступления, включающий соображения по уничтожению тел и дальнейшему сокрытию улик.
Четырьмя днями позднее в дом Ипатьева прибыли люди, назначенные для осуществления приговора. Среди приговоренных были: Николай II, его супруга Александра Федоровна, Ольга (22 года), Татьяна (20 лет), Мария (18 лет), Анастасия (16 лет), Алексей (14 лет). Кроме того, к следствию были привлечены члены свиты: семейный врач Боткин, повар Харитонов, второй повар, личность которого так и не удалось установить, лакей Трупп и комнатная девушка Анна Демидова. Около полуночи, всем этим людям было предложено одеться и спуститься в нижние покои. Дабы не вызвать лишних подозрений, просьбу мотивировали предполагающимся нападением белогвардейцев на дом Ипатьева. Итак, Романовы со свитой были сопровождены в полуподвальное помещение, намеченное для приведения приговора в действие. Затем было объявлено постановление, вынесенное Областным советом…
До наступления рассвета все трупы были обернуты одеялами, тайно вынесены и погружены в автомобиль, проследовавший далее в деревню Коптяки. Не доезжая до Екатеринбурга, автомобиль свернул в сторону района, известного под названием «Ганина яма». Трупы были сброшены в одну из шахт, после чего извлечены и уничтожены. Все было настолько досконально обставлено и исполнено, что последующие несколько лет раскопок, призванных найти места захоронения казненных, не давали плодотворных результатов.
Эксгумация
Предполагаемое место укрытия останков убиенных было установлено в 1979 году. Тогда же в районе Коптяковской дороги было найдено захоронение, из которого удалось извлечь три черепа.
История обнаружения останков вызвала резонанс, благодаря которому в 1991 году была создана первая официальная российская комиссия по выяснению обстоятельств гибели семейства Романовых. Разумеется, сей факт не укрылся от пристальных взоров прессы. Однако, помимо достоверных фактов, в массы поступало огромное количество сомнительной информации, не имеющей под собой твердой основы.
Окончание расследования пришлось на 27—28 июля 1992 года и было увенчано закрытой конференцией, в которой приняли участие лишь криминалисты, медики и историки, работавшие независимо друг от друга. Русские, американские и британские ученые (на основании, в том числе молекулярно-генетических исследований) сошлись во мнении о принадлежности останков царской семье и приближенным. Однако споры не утихают и по сей день.