С чего все начиналось


Первым трехмерным шутером стала игра Wolfenstein 3D. Именно ее считают родоначальником жанра. Wolfenstein 3D был выпущен в мае 1992 года компанией IdSoft. Сюжет игры очень прост. Из засекреченного нацистского замка под названием Вольфенштейн пытается сбежать американский солдат Уильям Блажкович, ему старается помешать гарнизон замка, представленный простыми солдатами, собаками, солдатами СС, офицерами СС и даже мутантами. Игра состоит из шести эпизодов, в каждом из которых девять уровней. На финальном уровне каждого эпизода нужно победить «босса», в третьем эпизоде, например, в качестве подобного босса выступает Адольф Гитлер в огромных механических доспехах. Игра снискала необыкновенную популярность и открыла дорогу новым шутерам.

Следующим прорывом стала игра под названием Doom. IdSoft выпустила эту игру в конце 1993 года. Ее сюжет тоже не отличался особой замысловатостью. Безымянный спецназовец, отказавшийся стрелять по гражданским и напавший на офицера, который отдал этот приказ, находится под арестом на спутнике Марса. Внезапно он теряет связь со своими напарниками, сбегает от своей охраны и пытается выяснить, что именно происходит. Оказывается, что одна из корпораций проводила на Фобосе эксперименты с телепортацией, но что-то пошло не так, открылся портал в другое измерение (ад), и оттуда полезли ужасные твари. Игроку предлагалось сражаться с зомби и демонами, проходить запутанные уровни-лабиринты и заниматься поисками членов своего отряда. В этой игре видов оружия было примерно в два раза больше, чем в Wolfenstein 3D, к тому же уровни не были плоскими. Карты различались по высоте, присутствовали лестницы, лифты, подъемники. Монстры могли использовать перепады в высоте, особенно в этом плане неприятны летающие адские создания. У игры было продолжение, отличавшееся зубодробительной сложностью уровней и огромным количеством монстров.

Революция в жанре


Третьим из китов, на которых держатся шутеры, стал Quake. Эта игра была выпущена спустя три года после первого Doom все теми же idSoft. Сюжетно эта игра очень напоминает Doom. Играть приходится за безымянного солдата, который в какой-то момент выясняет, что некий враг под кодовым именем Quake принялся засылать настоящие легионы смерти через особые врата, которые называются Slipgate. Вам предлагается возглавить ответную операцию, пройти через врата в другое измерение и уничтожить врага на его территории. В первом Quake было двадцать восемь уровней, которые были сгруппированы в четыре эпизода. Каждый эпизод представлял собой отдельное измерение. В этой игре было вдоволь оружия, мрачная атмосфера, разнообразные, довольно пугающие враги и полностью трехмерный движок. Если в предыдущих играх idSoft разнообразные монстры и предметы были всего лишь плоскими спрайтами-рисунками с анимацией, то в Quake враги и окружение в большинстве своем являлись настоящими полигональными моделями, что на тот момент стало настоящей революцией в компьютерных играх.