Основные методы государственного регулирования
Методы государственного регулирования непосредственным образом зависят от характера экономики. Основные методы регулирования подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые методы направлены на урегулирование экономических отношений административными инструментами. К ним относятся законодательно установленные нормы в виде запретов, разрешений и различных форм принуждения. Прямыми они называются потому, что оказывают адресное воздействие на экономических субъектов, например, вводят лицензии на продажу определенных товаров.
Применяются административные методы в основном в сферах государственного ведения, таких как обеспечение национальной безопасности, охрана окружающей среды и т.д., а также в виде отдельных законодательных норм в остальных направлениях экономической деятельности. Данные методы регулирования имеют определяющее значение в плановой экономике, но в рыночной носят более ограниченный характер и обязательно должны быть обоснованы экономическим интересом.
Косвенные методы по-другому называются экономическими, что обусловливает их особую важность в рыночной экономике. Суть косвенных методов состоит в том, чтобы влиять на экономическую ситуацию в целом, сохраняя отдельным субъектам право выбора.
Основными государственными инструментами при этом являются финансовая и денежно-кредитная политика и различные государственные программы, с помощью которых государство способно сглаживать экономические колебания и создавать более современные, конкурентоспособные условия деятельности. Наиболее ярко действие косвенных методов проявляется во время спада или перегрева экономики, когда стабилизировать ситуацию может только государство, проводя определенную бюджетную и денежную политику.
Соотношение методов государственного регулирования
Не бывает, что государство, вмешиваясь в экономику, использует какой-то один тип методов. Всегда имеет место соотношение как прямых, так и косвенных методов регулирования. Оно зависит как от сферы, в которой проводится та или иная политика, так и от характера экономического развития в целом. По мере движения от командно-административной к рыночной экономике прямые и экономические методы регулирования становятся все более связаны друг с другом.