Метод рейтинговых оценок
Метод рейтинговых оценок является наиболее популярным при выборе поставщика. Анализ производится в несколько этапов. Первоначально необходимо разработать перечень критериев выбора поставщика, а затем определить удельный вес (значимость) каждого из них по десятибальной шкале. В качестве критериев могут выступать цена, надежность, качество товара, предоставление отсрочки платежа, возможность поставок крупных партий товаров, финансовое состояние поставщиков.
Критерии зависят от типа товаров. В условиях унифицированности качественных характеристик товара на первый план выходят ценовые параметры, при уникальности и эксклюзивности - надежность и бесперебойность поставок.
Далее каждому поставщику проставляются оценки по десятибалльной шкале по каждому параметру. Затем они умножаются на удельный вес и суммируются. Получается итоговый балл по компании. Такие операции производят с каждым претендентом на роль поставщика. На основании полученных баллов выбирается наиболее оптимальный партнер.
Данный метод только со стороны кажется предельно простым. На практике возникают серьезные сложности, которые связаны с недостатком информации для постановки объективных оценок. Также декларируемые поставщиками условия работы могут отличаться от реального положения дел.
Метод оценки затрат
По данному методу выбирается поставщик, у которого закупка товаров (сырья) сопряжена с наименьшими издержками и отличается наибольшей прибыльностью. Для каждого поставщика анализируются все возможные затраты и доходы. Это, например, транспортные, маркетинговые, страховые затраты и пр. При этом берутся в учет логистические риски.
Можно сказать, что оценка затрат - один из видов метода ранжирования. Только здесь более глубоко анализируются ценовые критерии.
Метод доминирующих характеристик
В данном случае за основу берется не многофакторная модель анализа критериев, а учитывается только один критерий. Это может быть цена, график поставок и пр. Этот метод максимально упрощен, однако игнорирует прочие факторы отбора.
Также некоторые аналитики делают упор на неформальную оценку поставщиков и значимость личных контактов. Такую оценку коммуникаций с поставщиком нельзя не брать в учет при процедуре выбора.