При такой диагностике о музыкальном слухе можно получить мало информации . Ребенок может «не попадать» в нужные ноты не потому, что он не слышит, а потому, что не умеет управлять своим голосом. А главное – подобные методы имеют весьма отдаленное отношение к музыке.
Музыкальный слух и другие способности
В музыкальной деятельности, будь то сочинение музыки, исполнение или восприятие музыки, музыкальные способности проявляются комплексно, поэтому изолированная диагностика отдельных способностей обречена на неудачу. Да и сам по себе музыкальный слух – явление сложное, включающее в себя множество элементов. Это и звуковысотный слух, и тембровый, и динамический, слух абсолютный и относительный.
Основным носителем смысла в музыке является звуковысотность, причем значение имеет не высота отдельно взятого звука, а сочетание различных по высоте звуков. Их соотношение складывается в систему – лад, который и позволяет воспринимать сочетание звуков разной высоты, как выражение определенного смысла. Эта способность называется ладовым чувством и представляет собой одну из основ музыкального слуха.
Музыка развертывается во времени, и пространственную координату (высоту звука) нельзя рассматривать в отрыве от временной координаты (ритма), следовательно, диагностика ладового чувства должна сочетаться с выявлением ритмического чувства.
Смысловое восприятие высоты звука и музыкального ритма находит выражение в активном проявлении музыкального слуха – способности формировать абстрактные музыкально-слуховые представления в виде мелодии, абстрагируемой от тембрового изложения и сохраняемой в таком виде памятью.
Методы диагностики
Один из лучших способов выявить музыкальные способности ребенка – предложить ему спеть песню. Это будет комплексное проявление музыкальных способностей в активной музыкальной деятельности. Аккомпанируя ребенку на музыкальном инструменте, можно проследить, как он реагирует на аккомпанемент: соотносит ли ритм, попадает ли в тональность, а если не попадает – пытается ли это исправить, «ища» голосом нужные звуки.
Для уточнения результатов нужно применить дополнительные методы.
Для диагностики ладового чувства можно сыграть два варианта мелодии – с устойчивым окончанием и неустойчивым. Пусть ребенок выберет, какая из этих мелодий закончена, а какую хочется продолжить.
Для диагностики ритмического чувства можно сыграть ряд музыкальных фрагментов с различной ритмической организацией (марш, вальс, полька) и предложить ребенку произвольно двигаться в такт музыке.
Чтобы выявить способность к абстрактным музыкально-слуховым представлениям, нужно наиграть на инструменте мелодии, которые ребенок наверняка слышал много раз («В лесу родилась елочка», песни из мультфильмов и т.п.) и предложить ребенку их назвать.
Такое выявление музыкальных способностей вообще и музыкального слуха в частности максимально приближено к реальной музыкальной деятельности, и в этом его эффективность.