Особенности развития речи в дошкольном детстве



Развитие речи ребенка происходит одновременно с развитием мышления и связано с усложнением деятельности и общения с окружающими людьми. Ответные голосовые реакции у детей первого года жизни представляют собой подготовительный этап развития речи. С трех месяцев ребенок начинает повторять услышанные звуки: гукает («кхы», «гы», «агы»), гулит (распевает гласные звуки («а-а-а», «э-э-э»).

Со второго полугодия появляется лепет («ба-ба-ба», «ма-ма-ма», «тя-тя-тя»). Лепет уже контролируется слухом малыша. Взрослому необходимо добиваться от ребенка умения повторять предложенные звуки. С этого возраста подражание станет важнейшим средством овладения речью.

К концу первого года в речи ребенка появляются слоги, произносимые слитно, - слова. К году малыш должен уметь говорить около 10 слов (в т.ч. простых: «ав-ав», «ду-ду» и др.). Изначально отдельное слово имеет для ребенка смысл предложения. Этот период длится примерно до полутора лет. Затем дети начинают использовать двухсловные фразы, а позднее и трехсловные.

Речь ребенка раннего возраста отрывочна, содержит в себе, помимо слов, жесты, мимику, звукоподражания. Постепенно речь становится все более связной. Более частое и разное общение ребенка со взрослыми и сверстниками создает благоприятные условия для развития речи (расширяется словарный запас).

Дети трех лет только начинают овладевать умением связно излагать свои мысли, им становится доступна диалогическая речь (ответы на вопросы). Малыши еще допускают много ошибок при построении предложения.

В среднем дошкольном возрасте огромное развивающее влияние оказывает активизация словаря. Ребенок начинает употреблять в речи прилагательные, наречия. Появляются первые умозаключения, обобщения. Ребенок чаще пользуется придаточными предложениями, появляются придаточные условия («Спрятал машинку, которую папа купил»).

В этом возрасте на вопросы дети предпочитают отвечать коротко. Часто вместо самостоятельной формулировки ответа они используют формулировку вопроса в утвердительной форме. Структура речи еще не совсем совершенна (часто предложения начинаются с союзов: «потому что», «когда»). Дети могут составить небольшие рассказы по картинке, но чаще они копируют образец взрослого.

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает довольно высокого уровня. Дети могут формулировать вопрос, исправлять и дополнять ответы товарищей. Появляется умение отличать главное от второстепенного. Ребенок уже довольно последовательно составляет описательные и сюжетные рассказы. Еще недостаточно развито умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым явлениям или предметам.

Задачи обучения связной речи



Детей раннего возраста учат выражать просьбы словом, отвечать на вопросы взрослых («Кто это?», «Какой он?», «Что делает?»). Также побуждают чаще обращаться к взрослым и сверстникам по разным поводам.

В младшем дошкольном возрасте следует воспитывать в ребенке потребность делиться впечатлениями, рассказывать о том, что сделал. Также необходимо воспитывать привычку пользоваться простыми формами этикета (здороваться, прощаться, благодарить, извиняться).

В среднем дошкольном возрасте детей приучают отвечать на вопросы и задавать их. Поддерживают стремление рассказать о том, что наблюдал, переживал. На этом этапе развития продолжается освоение правил этикета (нужно учить ребенка отвечать по телефону, встречать гостей, не вмешиваться в разговор взрослых).

В старшем дошкольном возрасте учат более точно и полно отвечать на вопросы, слушать и при этом не перебивать собеседника, не отвлекаться. Следует поощрять общение детей по поводу вещей, которые не находятся в данный момент в поле зрения (о прочитанных книгах, просмотренном фильме). Дети старшего возраста должны владеть различными формами речевого этикета и употреблять их без напоминания.