Денежная реформа
Самой знаменитой его реформой по праву считается денежная, проведенная в 1895-1897 годах. Ее суть заключалась в свободном обмене так называемых кредитных билетов на золото. Сергей Юльевич понимал, что общество нуждается в ведении в оборот золота, и решил представить свою идею императору Николаю II, тот одобрил ее и подписал приказ, в котором говорилось, что покупать золотые монеты имеет право только Государственный банк.
Чуть позже вся эта система распространилась по отделениям банка, а некоторым частным банкам разрешалось даже принимать и класть золото на текущий счет. Так установился курс кредитных билетов по отношению к золоту, и составлял он на начало декабря 1895 ровно 7,50 рублей за золотой полуимпериал с номиналом 5 рублей.
Таким образом, уже через пару лет Государственный банк смог увеличить наличный оборот кредитных билетов за счет операций с золотом. С помощью такой схемы обмена билетов Россия вышла на мировой финансовый рынок.
Промышленная
Стоит так же отметить реформу Витте в области промышленности. По его указанию были открыты и укомплектованы необходимым оборудованием три политехнических института и 73 коммерческих училища.
Самым известным училищем стало Строгановское училище технического рисования, оно было реорганизовано и вновь учреждено. Первым же его владельцем был граф Строганов, который открывал данное учреждении как рисовальную школу в 1825 году.
Благодаря стараниям Витте промышленность России получила квалифицированные кадры именно в том количестве, которое было необходимо стране. Последующие годы стали годами расцвета металлургической отрасли и машиностроения, достижениями в области химии, естественными и медицинскими изысканиями.
Витте проводил реформы и в железнодорожном деле, в частности он поставил тарификацию под государственный контроль. Управляя тарифными ставками, он менял движение грузопотоков, отстраивал логистику, переукомплектовывал железнодорожные ветки, оптимизировал маршруты. Именно Витте предложил выкупить все железные дороги у частных лиц и сделать железнодорожное сообщение государственной монополией.
Часто он уделял внимание именно тем промышленным отраслям, которые нуждались в покровительстве. Делалось это не из сердечной доброты, а исключительно ради того, чтобы вывести производителей на международный рынок, где бы они смогли конкурировать с иностранными компаниями.