О людях, подчиненных прогрессу
Прошло много лет после выхода романа, но только сейчас, в 21 веке, становится понятно, насколько далеко и точно вперед смотрел Олдос Хаксли. Эта книга об обществе, построенном на принципах технократии. Казалось бы, это и неплохо, развиваются техника, технологии, ручной труд заменяют разнообразные машины. Но что человечество отдает взамен, чем платит за благополучную, относительно сытую и спокойную жизнь? Хаксли как раз и показывает в романе «О дивный новый мир», что человек заплатил за это, наверно, самым дорогим: тем, что, собственно, и делало из него человека – своей человечностью.
В его романе общество имеет четкую иерархию: от интеллектуальной элиты до низшей касты, от альфы до эпсилона. Полулюди-полуроботы, некие знаки, бездушные субстанции, живут изо дня в день по раз и навсегда расписанному сценарию. Нет возможности из низшей касты перейти в более высокую – место раз и навсегда закреплено за каждым. Герои романа утром устремляются на работу, трудятся, как положено, затем вечером спешат домой, опять же толпой. И вся жизнь у них обобществленная, общее все: женщины, удовольствия. Это мир людей, которые не знают любви во всех ее проявлениях, дружбы и даже смертью их не напугать, ведь детей специально для этого водят в палаты к умирающим и угощают сладостями. Мол, смерть - это не очень плохо и даже весьма забавно. Роман насквозь пропитан цинизмом и равнодушием.
Новые люди, «детеныши», появляются в обществе, нарисованном Хаксли, отнюдь не естественным путем, а из пробирки, потому как в обществе Форда, который является Богом для новых людей, мужчина и женщина должны соединяться на какой-то срок только для мимолетного плотского взаимного удовлетворения. Институт брака упразднен за ненужностью, иметь одного полового партнера неправильно и порицается обществом.
Еще одним видом развлечения и приятного времяпрепровождения является потребление сомы – синтетического наркотика. Сому придумали, чтобы эта волшебная «таблетка» могла помочь человеку забыться. Ее раздают на работе. Эмоции изначально и без того притуплены у жителей «дивного нового мира», но попробовав сомы, они забывают обо всем, остаются лишь легкость и радость. И властям так легче управлять, потому что толпу бездумных баранов проще направить в нужном направлении, чем людей думающих и мыслящих.
Тем острее в такой обстановке ощущается положение Дикаря, который является человеком другого мира. Ему не чужды чувства и эмоции, он цитирует Шекспира, и самое важное, что отличает его от фордовского общества – он думает. Однако Хаксли не оставляет ему шанса – Дикарь повесился в финале романа.
Есть ли выход
Роман Хаксли оказывается пророческим современному «дивному» миру комфорта и даже роскоши. За окном общество потребления, растущее в оковах и запрограммированное на добывание денежных средств и прочих различных благ. Человек как личность обесценился, нет личности, любого можно с легкостью заменить особью из пробирки. В «дивном новом мире» решена проблема физического нездоровья и старости: все выглядят не старше 30 лет и умирают молодыми.