История «площади трех вокзалов»



До 1933 года это место в Москве носило другое название - Каланчевская площадь. Причина возникновения данного «имени» - рядом стоящий дворец Алексея Михайловича с деревянной вышкой-каланчей. Затем, уже во времена советской власти площади дали название в честь комсомольцев, строивших столичный метрополитен. Ведь именно под Комсомольской площадью пролегала часть первой линии московской «подземки».

В 17 веке на месте Комсомольской площади не было практически никаких строений, только луга и болота, которые все вместе назывались Каланчевским полем. Между современным Ярославским вокзалом и улицей Верхняя Красносельская также находился довольно крупный пруд, образованный как запруда большого ручья Ольховца.

Известно, что с 1423 года до середины 16 века этот пруд назывался Великим, а после – Красным.

Уже в 19 веке на месте Комсомольской площади находился Артиллерийский двор, который взорвался по время отступления русских войск в 1812-ом. Писатели того времени свидетельствуют о том, что тогда взрыв потряс всю восточную часть столицы.

Строительство первого вокзала на этом месте – Николаевского или сейчас Ленинградского – началось в 1856 году под руководством архитектора А.К. Торна. Тогда же на месте современного Леснорядского переулка на противоположной стороне площади находились лесные ряды, в которых продовали и отгружали привозимые в Москву бревна.

Здание Рязанского (сейчас Казанского) вокзала было построено уже в 1864 году, а Ярославского – в 1862-ом. Причем их здания впоследствии перестраивались. Первый возвели в первой четверти прошлого века по проекту А.В. Щусева, а второй – в 1907-ом по проекту Шехтеля, который предложил концепцию в стиле модерн.

Комсомольская площадь в советские годы



В 1933-1934 годах прямо посреди площади открытым способом начали прокладывать метро. А сейчас на этом месте, о чем знает не так много москвичей, на глубине в 1,5 метра проложена кабельная линия с напряжением в 220 кВ. Она соединяет две подстанции «Елоховская» и «Бутырка».

Тогда же, во времена начала прокладки первого московского метрополитена, был построен единый павильон станции «Комсомольская» между Ленинградским и Ярославским вокзалами, который после уже в 1952 году заменили на более современное здание. Оно соединило радиальную и кольцевую станции.

В том же 1952-ом построили гостиницу «Ленинградская», которая стала завершающим строением в формировании единого ансамбля Комсомольской площади. В таком же виде это место в столице существует и в настоящее время.