Сущность франчайзинга
Франчайзинг представляет собой особый вид экономических отношений при котором одна сторона (франчайзер) передает другой (франчайзи) за определенную плату (роялти) право на определенный вид бизнеса. В частности, франчайзи получает право работать под торговыми марками франчайзера, а также использовать отработанную бизнес-модель.
Несмотря на то, что пока количество фирм, работающих по схеме франчайзинга в России, относительно невелико, это направление бизнеса становится все более популярным. Причин такой тенденции несколько.
Преимуществами покупки франшизы является возможность использования проверенной и испытанной годами модели организации бизнеса, которая уже доказала на практике свою экономическую эффективность. Франчайзер может помочь с возникающими сложностями при ведении бизнеса, в частности, сформировать оптимальный ассортимент, предоставить налаженную систему логистики и пр. При этом франчайзи имеет экономическую и юридическую самостоятельность.
Открывая бизнес по франшизе, предприниматель уже обладает пулом лояльных к бренду клиентов, что позволяет снизить маркетинговые затраты компании.
Предпринимателю легче осуществлять планирование собственного бизнеса, ведь он может получить от франчайзера сумму инвестиционных затрат, а также детальный бизнес-план.
Как выбрать франшизу
Перед тем как решиться на приобретение франшизы, необходимо тщательно проанализировать коммерческое предложение франчайзера. В открытом доступе представлено огромное количество предложений по открытию бизнеса по франшизе. Стоит первоначально определиться с желаемым направлением работы (торговля, ресторанный бизнес и пр.), а затем выбирать из представленных компаний исходя из собственных инвестиционных возможностей.
Далее анализ стоит строить на основе оценки рыночного потенциала бизнес-идеи в регионе, а также непосредственно франчайзера. На первом этапе стоит рассмотреть перспективы идеи исходя из численности населения, конкурентной среды, а также наличия соответствующих торговых площадей. Ведь заявленные франчайзером показатели доходности и окупаемости бизнеса могут быть актуальны только применительно к крупным мегаполисам, а в небольшом городе такой бизнес может не пользоваться успехом.
Оценка франчайзера должна осуществляться комплексно, на основе ряда критериев:
- опыт работы компании на рынке;
- количество работающих предприятий по франшизе, их финансовые показатели, динамика открытия и закрытия;
- наличие зарегистрированного товарного знака;
- условия выхода из бизнеса;
- требования к поставщикам материалов и оборудования - многие недобросовестные компании стремятся заработать и на этом, предлагая заведомо невыгодные, кабальные условия для франчайзи;
- какая поддержка оказывается франчайзером.
Наконец, стоит оценить общее впечатление от коммуникаций с франчайзером.
Желательно также связаться с уже работающими по данной франшизе компаниями для того, чтобы узнать возможные подводные камни, связанные с ведением данного бизнеса и возникающие у них сложности.
Из чего складывается стоимость франшизы
Стоимость франшизы складывается из нескольких составляющих. Как правило, в договоре предусмотрен единовременный взнос за право использования торговой марки. Он также называется паушальным взносом.
Также в договоре может быть прописана сумма отчислений за использование франшизы (фиксированная, единоразовая или процент от продаж). Эти платежи называются роялти и являются своего рода арендной платой за торговую марку. Но такое требование может заменяться регламентированным количеством ежемесячных закупок у франчайзера.
В некоторых франшизах также предусмотрены ежемесячные или ежегодные платежи в маркетинговый фонд.
Кроме указанных платежей предприниматель также несет все стандартные затраты - арендные платежи, ремонт помещения, закупка оборудования, зарплату работников и пр.