Чем смертные грехи отличаются от менее тяжких
Впервые такая классификация была предложена в 590 году святителем Григорием Великим. Святой Феофан Затворник писал о том, что смертный грех отличается от менее тяжкого тем, что отнимает у человека его нравственно-христианскую жизнь и отдаляет его от Бога. Смертными эти грехи называются потому, что отдаление души от Бога означает смерть души. Однако даже согрешивший одним из этих грехом, раскаявшись, может обрести спасение.
Семь смертных грехов
К семи смертным грехам относятся: гордыня, зависть, чревоугодие, прелюбодейство, гнев, корыстолюбие и уныние.
Гордыня предполагает самодовольство и упоение собственными достоинствами. При этом, впав в гордыню, человек обосабливается сначала от окружающих людей, а потом – и от Бога. Тому, кто чрезмерно возгордился, не нужно даже восхищение окружающих. Источник счастья он видит лишь в себе самом. Однако гордыня не приносит радости. Постепенно она иссушает человеческую душу, делая ее неспособной к искреннему чувству.
Зависть может толкнуть человека на самые страшные преступления, но, даже если этого не случится, завистник принесет тяжелейшие страдания, прежде всего, самому себе. Даже после смерти зависть будет терзать его душу, не оставляя надежд на ее утоление.
Чревоугодие делает человека рабом собственного желудка. Еда для него становится целью и смыслом жизни, а духовное начало покидает его.
Грех прелюбодеяния включает не только супружеские измены и другие телесные грехи, но и непристойные картины, которые человек лелеет в своем воображении. Предаваясь греху, человек уподобляет себя животному и совсем забывает о душе.
Гнев является естественным свойством человеческой души, вложенным в нее для отвержения всего недостойного и греховного. Однако этот естественный гнев может превратиться в гнев на окружающих людей, возникающий по самым мелким и ничтожным поводам. Неправедный гнев может привести человека к самым ужасным поступкам – от ругани и оскорблений до убийства.
Корыстолюбие – это болезненное, непреодолимое желание обладать многочисленными материальными благами. Оно не зависит от того, есть ли они уже у человека и он стремится исключительно к их постоянному преумножению, или лишь денно и нощно мечтает о них. В любом случае, когда все мысли человека заполнены мечтами о материальном богатстве, духовное богатство теряет для него смысл.
Уныние заставляет человека постоянно тосковать о несбывшихся мечтах, делает его несчастным и доводит его душу до полного изнеможения.
Впадая в один или несколько смертных грехов, человек устремляет все силы души своей к обретению земных радостей, вместо того, чтобы стремиться к радостям небесным. Таким образом, он лишает свою душу жизни вечной.