Инструкция
1
Помните, что дефицит бюджета может быть связан не только с чрезвычайными факторами, например, с возникновением стихийных бедствий или войн, затраты на которые нельзя предвидеть заранее, но и иными причинами. Дефицит может возникнуть, например, в ситуации, когда необходимо осуществлять крупные государственные вложения в развитие экономики, что отражает скорее рост валового внутреннего продукта страны, нежели ее кризисное состояние. В целом можно выделить несколько причин дефицита бюджета:
- сокращение национального дохода вследствие кризисного экономического кризиса;
- уменьшение величины акцизных налогов, поступающих в бюджет;
- резкое увеличение бюджетных расходов;
- непоследовательная финансовая политика государства.
- сокращение национального дохода вследствие кризисного экономического кризиса;
- уменьшение величины акцизных налогов, поступающих в бюджет;
- резкое увеличение бюджетных расходов;
- непоследовательная финансовая политика государства.
2
Учтите, что в странах с фиксированным количеством денег в обращении, существует два основных пути снижения дефицита бюджета – это выпуск государственных займов и ужесточение налогового режима. В государствах, где денежная масса не постоянна, есть еще один путь – эмиссия денег. Однако данный способ чреват ускорениями темпов инфляции. В настоящее время с подобной целью создаются резервы коммерческих банков, которые концентрируются в Центральном Банке и могут быть использованы для покрытия бюджетного дефицита.
3
Не забывайте, что в современных условиях существует три основных подхода, применяемых при решении проблемы бюджетного дефицита. Первый из них предполагает, что бюджет должен приводиться в равновесие ежегодно. Однако такая политика ограничивает возможности государства, если его деятельность имеет антициклическую, стабилизирующую направленность. Рассмотрим такой пример. В стране наступил период безработицы, следовательно, падают доходы населения, а значит и налоговые платежи в бюджет. В этой ситуации государству необходимо повысит налоги либо сократить расходные статьи. Однако вследствие таких мер совокупный спрос уменьшится еще сильнее. Таким образом, ежегодно балансируемый бюджет является не антициклическим, а проциклическим.
4
Второй подход предполагает, что бюджет должен регулироваться не ежегодно, а по ходу экономического цикла. Данная концепция предполагает, что государство должно проводить антициклическое воздействие и в то же время балансировать бюджет. Логика этой концепции проста: чтобы предотвратить спад, государство снижает налоги и увеличивает расходные статьи, т.е. сознательно создает дефицит. В последующий период – период инфляции – повышаются налоги, а государственные расходы уменьшаются. Все это приводит к превышению доходов над расходами, а значит, покрывается бюджетный дефицит, возникший ранее.
5
Третий подход предполагает применение концепции функциональных финансов, т.е. целью государства является не регулирование бюджета, а обеспечение сбалансированности экономики, которое может быть достигнуто при любом дефиците или профиците. Учтите, что в нашей стране применяется первая концепция стабилизации бюджета.