Любая волна, в том числе и звуковая, имеет две характеристики: амплитуду и частоту. Последняя представляет собой число повторений периодического процесса (в данном случае – колебаний) за единицу времени. Для измерения частоты существует специальная единица – герц (Гц), обозначающая количество колебаний в секунду. 1 Гц – это одно колебание в секунду.
Частоты с малым количеством колебаний за единицу времени называются низкими, а с большим – высокими.
Частота звуковых колебаний
Применительно к звуку частота колебаний определят одну из его характеристик, субъективно воспринимаемых человеком – высоту звука. В музыке она является одним из основным носителей смысла. Чем выше частота колебаний, тем выше звук.
Разделение звуков на «высокие» и «низкие» связаны с пространственными ассоциациями, которые они вызывают у человека. Чем выше частота звука, тем большего напряжения голосовых связок требует его извлечение, а напряжение ассоциируется с подъемом, движением вверх. Высокие звуки при пении резонируют в тканях головы («вверху»), а низкие – в грудной клетке («внизу»).
Частотная характеристика звука тесно связана с его тембром. Даже в пределах одного музыкального инструмента высокие и низкие звуки будут «окрашены» по-разному.
Нижняя граница частот, которые человек способен воспринимать как слышимый звук, пролегает в районе 16-20 Гц. Частоты до 120 Гц считаются низкими.
Действие низких частот на человека
Низкие частоты придают музыкальной ткани особую красоту. В оркестре или ансамбле инструменты, издающие низкие звуки, являются «фундаментом», ставящим звучание на твердую основу. Любой смешанный или мужской хор украшают басы-октависты. Но нельзя злоупотреблять низкими частотами.
Особенно опасны низкие частоты, лежащие за пределами диапазона слухового восприятия – инфразвук, колебания менее 16 Гц. Известно немало леденящих душу морских историй о «кораблях-призраках», с которых странным образом исчезли все люди. Одни истории принадлежат к числу легенд, другие зафиксированы документально, например, случай с судом «Мария Целеста», найденным в 1872 году. Одно из возможных объяснений таких трагедий связано с «голосом моря» – низкочастотным звуком, генерируемым морем при подводных вулканических извержениях. Этот инфразвук воздействует на нервную систему, вызывая чувство ужаса и приступы безумия, что и заставляет людей бросаться за борт.
Опасность, которую представляют инфразвуки, не мешает некоторым композиторам использовать их в своих произведениях. Так поступил, например, А.Скрябин в симфонической поэме «Прометей». Приступов безумия это произведение, конечно, не провоцирует, но ужас вызывает.
В современной эстрадной музыке в изобилии используются звуки, находящиеся у нижней границы частотного диапазона слухового восприятия. У некоторых людей при прослушивании такой музыки начинаются боли в области солнечного сплетения, головные боли, тошнота, упадок сил. У других людей такие низкие частоты вызывают приятное состояние, которое на подростковом жаргоне называют «кайфом». Правда, связано это состояние с преувеличенной физической активностью при ослаблении контроля со стороны сознания. Отчасти это сопоставимо с наркотическим опьянением, не случайно оно обозначается тем же жаргонным словом.
Низкие частоты могут быть опасным «оружием» и требуют осторожного обращения.