Появление иронического детектива в мире
Родоначальником детективного жанра, как известно, считают Эдгара По, однако и до него известны попытки «одетективить» сюжет книги. Появление этого жанра вызвало бурю негодования, которая не утихла до сих пор. Даже когда жанр начал развиваться и делиться на направления.
Первыми детективными новеллами Эдгара По стали «Убийство на улице Морг» (1841), «Тайна Марии Роже» (1842), «Похищенное письмо» (1844) и др.
В эпоху постмодернизма детективный жанр претерпевает упадок и последующие изменения, с чем и связано появление иронического детектива. Сами по себе тексты являются некой пародией на классические детективы, описанные ситуации полны юмора и самоиронии персонажа.
Основоположниками этого жанра можно считать Гастона Леру (роман «Заколдованное кресло», написанный в 1909 году), Джорджетт Хейер с романом «Роковое кольцо» (1936). Венгерский писатель Пол Ховард (настоящее имя – Ене Рейто) на протяжении своей небольшой жизни (1905-1943) создал несколько произведений и стал наиболее известным автором иронических детективов.
В России известно около пятнадцати его романов, среди которых «Тайна алмазного берега», «Три мушкетера в Африке», «Бабье лето медвежатника», «Золотой автомобиль», «Приключения Грязнули Фреда» и др.
Иронический детектив в России
Россия, как известно, многое перенимает у запада. Не обошлось без этого и в литературе. Иронически детектив попал в нашу страну благодаря романам польской писательницы Иоанны Хмелевской. Первое ее произведение было опубликовано в 1964 году – «Клин клином». И автор сразу же завоевала любовь читателей. Иоанна работала до конца своей жизни и, умерев в 2013 году, оставила после себя не только шестьдесят своих произведений, но и огромное количество неопубликованных рукописей.
Последователем Иоанны Хмелевской можно считать родоначальницу русского иронического детектива – Дарью Донцову. Ее романы стали выходить в конце 90-х и завоевали огромную популярность. Ее героини, так же как и героини Хмелевской, из книги в книгу попадали в неприятные, порою даже нелепые, детективные истории, которые им приходилось распутывать.
В свое время, поднимаясь на пик популярности, Донцова была подвержена нападкам со стороны завистников. Говорили, что на нее пишет бригада писателей-рабов или то, что ее совсем не существует. А все эти романы пишет мужчина. Однако все это писательница воспринимала с юмором. Пережив рак, Дарья решила поменять свой основной вид деятельности – преподавание французского языка - на литературное творчество, и сейчас она является обладателем нескольких книжных наград. А виной всему большая трудоспособность.
Кроме того, в развитии данного жанра в России можно отдать дань таким авторам, как Галина Куликова и Татьяна Полякова.