Зачастую протекционизм связывают с принципиальной политикой руководства государства или страны, основной чертой которой является мощная поддержка интересов местных производителей через жесткий, почти тотальный контроль за ввозом на территорию заграничных товаров. Сюда же можно отнести и прочие меры воздействия финансового характера на конкурентоспособность разных групп товаров и услуг, к ним, относятся и регулирование и повсеместный контроль цен на уровне госвласти.
Протекционизм разделяют на тотальный и селективный, эти виды существуют в зависимости от объема охвата политикой защиты различных отраслей промышленности. Помимо прочего, часто выделяют как отраслевой, так и общий, или коллективный протекционизм, бывает также скрытый, или неявный, коррупционный и даже «зеленый» протекционизм, связанный с использованием в интересах государства общепринятых основ экоправа.
Интересно, что протекционизм как понятие появилось еще в 17 веке во время мощного подъема странами Европы своего отечественного производства, как одного из главных способов достижения плюсового баланса бюджета.
Россия переняла опыт других стран только в 19-20 веке, введя огромный спектр всевозможных мер, таких как ужесточение госпошлин и налогов для иностранцев, что главным образом привело к серьезному развитию производства, однако, явилось причиной плохого качества многих отечественных товаров.
Во благо
Протекционизм имеет, как правило, благие намерения, связанные с подъемом национальной экономики и улучшением ряда демографических показателей, однако, многие ведущие экономисты считают его нарушением прав граждан разных стран, это имеет отношение к свободам выбора и предпринимательской деятельности.
Сегодня применение подобной политики вызывает трудности или и вовсе невозможно в рамках отдельно взятого государства. Появление Всемирной торговой организации в начале девяностых годов двадцатого века явилось новым витком в процессе мировой экономической консолидации и свело на нет возможность применения этого неоднозначного понятия. Несмотря на это, многие считают, что подобная модель развития есть спасение для развивающихся стран, в которых производство лишь начинает зарождаться и требует мощного лоббирования на уровне государства и властей.