История инструмента
Валторна произошла от охотничьего сигнального рога, в который трубили во время охоты, сбора войск, торжества. Может быть поэтому, звучание валторны окрашено не только задумчиво-лирическими красками, символизирующими природу, леса, поля, но и мужественными и драматичными, связанными с охотой, рыцарскими турнирами.
Со временем сигнальный рожок изменялся. Для усиления звука удлиняли рог, а для удобства игры на нем, его скручивали виток за витком. Так валторна приобрела нынешний вид. Сейчас валторна – это металлическая трубка длиной более 3 м, свернутая в круг и имеющая множество завитков.
Но путь инструмента был долгим. С помощью охотничьего рога можно было воспроизвести только 14-15 звуков, направив раструб вверх. Созданная в середине 17 века во Франции, валторна стала более укрупненной версией охотничьего рожка, имеющей форму полумесяца. Удлиненная форма и специально подобранный размер давали возможность регулирования воспроизводимых звуков. Валторна могла воспроизводить гармоничный ряд музыкальных звуков – все двенадцать тонов и полутонов.
Французский композитор Люлли включил валторну в оперный оркестр в 1664 году, а спустя некоторое время она заняла достойное место и в симфоническом оркестре. В 1750 г. музыкант А. Й. Хампель опустил раструб инструмента вниз и при игре стал вводить в него руку. Благодаря этому он повышал или понижал высоту натуральных звуков. В 1830 году инструмент приобрел вентильный механизм, позволяющий играть на валторне весь звукоряд.
Устройство инструмента
Валторна – один из самых красивых инструментов в оркестре. Вентильный механизм, функцией которого является регулировка длины воздушного столба и понижение высоты натуральных звуков, находится в центре круга инструмента. При игре на валторне исполнитель держит левую руку на трех клавишах вентильного механизма. Инструмент содержит дополнительные 4-й и 5-й вентили, облегчающие процесс исполнения партии. Через мундштук воздух вдувается в инструмент, благодаря чему валторна оживает.
Закрытые звуки, дополняющие недостающие звуки диатонической октавы, получаются посредством вкладывания в нижнюю часть инструмента (устье) руки. Строй валторны зависит от длины трубки: при высоком строе трубка короче, а при низком – длиннее. При игре на валторне чаще всего используют F, E, Es строи. Для перемены строя валторны используют добавочные изогнутые трубки, удлиняющие трубку инструмента. С понижением строя валторны увеличивается число доступных для игры нот.
Валторна в произведениях композиторов
Первыми композиторами, использующими солирующую валторну в своих концертах, были Й. Гайдн и В.А. Моцарт. В своих произведениях они подчеркнули певучесть инструмента, способность создавать образы, наполненные юмором и задором.
Героическое звучание инструмента раскрылось в сонате для валторны и фортепиано Л. Бетховена. Позже он стал включать этот инструмент и в свои симфонические произведения. Певучесть валторны, а также приближенность к человеческому голосу использовались и в русской классической музыке.