Фарисеи как представители религиозного течения
Во II веке до новой эры в Иудее возникло и развивалось на протяжении нескольких столетий общественное и религиозное течение, представителей которого называли фарисеями. Их характерной чертой было буквальное следование правилам поведения, показное благочестие и ярко выраженный фанатизм. Часто фарисеями именовали приверженцев одного из философских направлений, распространившихся среди евреев на рубеже двух эпох. Учение фарисеев легло в основу нынешнего ортодоксального иудаизма.
Известны три основных древнееврейских секты. Первую из них составляли саддукеи. К этому кругу принадлежали члены денежной и родовой аристократии. Саддукеи настаивали на строгом исполнении божественных установлений, не признавая дополнений, которые нередко привносили в религию верующие. Секта ессеев отличалась тем, что ее представители, считая закон неизменяемым, предпочитали жить в уединении, для чего уходили в отдаленные деревни и пустыни. Там они с особой щепетильностью соблюдали данные Моисеем законы.
Фарисеи образовали третье религиозное ответвление. В этой секте можно было встретить тех, кто вышел из народных масс и сумел подняться в обществе за счет собственных способностей. Движение фарисеев развивалось и крепло в непримиримой борьбе с саддукеями, которые стремились взять под свой контроль храмовые ритуалы.
Особенности учения и политики фарисеев
В своей деятельности фарисеи стремились избавить общество от монополии саддукеев на религиозную власть. Они ввели в практику отправление религиозных ритуалов не в храмах, а в домах. В политических вопросах фарисеи стояли на стороне обездоленного народа и выступали против посягательств на свободы со стороны господствующих классов. Именно поэтому простой народ проникся доверием к фарисеям и часто без критики следовал их учению.
Фарисеи признавали, что установления бога неизменны. Они считали, что законы действуют для того, чтобы их добросовестно и в точности исполняли. Однако главную цель законодательства и религиозных положений фарисеи видели в служении народному благу. Лозунг фарисеев гласил: закон для людей, а не люди для закона. Интересно, что Иисус Христос, критикуя фарисеев, обличал не столько само это течение, сколько его отдельных лицемерных лидеров.
Особое значение фарисеи придавали духовному сплочению людей вокруг религии. Для этого они всячески стремились привести религиозные установления в соответствие с условиями жизни евреев. При этом фарисеи отталкивались от истин, данных в Священном Писании. Одно из характерных требований этого течения – отмена смертной казни. Фарисеи считали, что жизнь любого человека, каким бы он ни был закоренелым преступником, должна быть предоставлена божественной воле.