Не все однозначно в отношении бьющейся посуды. Например, если тарелка разбилась в новом доме – это может означать, что новоселы не понравились домовому и счастья на новом месте ожидать им не приходится. Но чаще говорят именно о счастливой примете, а на свадьбах даже специально разбивают бокалы на счастье.

Бытовые объяснения



Простое толкование приметы предложил известный исследователь русского языка и фольклора В.И. Даль: эта примета – способ избежать неловкости, особенно если тарелку или чашку разбил гость во время застолья. Хозяйка не расстроится, а гостю не будет стыдно.

Возможно, примета связана с тем, что в крестьянских домах посуда была деревянной. Фарфоровая тарелка, которую можно разбить, считалась предметом роскоши, вот и казалось, что тарелки бьются только в счастливых богатых домах.

Все эти объяснения представляются логичными, но для возникновения приметы подобных причин недостаточно. Корни любого суеверия лежат в мифологическом мышлении.

Наследие древности



Возвращаясь к обычаю разбивать бокалы на свадьбе, следует заметить, что когда-то для этой цели использовали не стеклянные бокалы, а глиняный горшок, который только что сняли с огня. Это уже немаловажная деталь, ведь огонь всегда считался священной субстанцией. Жертвенную пищу как бы передавали богам, сжигая на огне.

Образ огненного жертвоприношения становится еще более ясным, если вспомнить, что горшок не просто разбивали, а приговаривали при этом: «Сколько черепков – столько пусть будет сынков!» По сути дела, это заклинание, обращение человека к духам или богам.

Итак, изначально разбивание посуды на счастье – это жертвоприношение, сопровождавшее обращение к языческим богам с какой-то просьбой. Но почему при этом надо было разбивать горшок?

Самыми первыми богами древних людей были предки, а изначально – все умершие члены рода. Первые жертвоприношения – это все то, что давали с собой человеку, отправившемуся в загробный мир. Примечательно, что орудия труда в древних захоронениях сломаны, а глиняные плошки разбиты. В этом есть своя логика: чтобы умерший мог взять вещи с собой в потусторонний мир, они тоже должны «умереть».

Вот так разбивание посуды превратилось в жертвоприношение, которое, по мысли древнего человека, должно было обеспечить ему благосклонность духов и богов, а значит, и счастье. Ожидание счастья от случайно разбитой тарелки в позднейшие времена – осколок, отдаленное эхо этих языческих представлений.