Возраст
Исследования показали, что до 5 лет человек запоминает очень мало. Считается, что причина этого в том, что у него еще не сформировалось понимание себя как личности, чтобы можно было на этой основе структурировать воспоминания. Именно поэтому дети обычно забывают все, что с ними происходит, и в более взрослом возрасте никто не может подробно вспомнить свое детство.
С 5 до 11 лет очень сильно улучшается кратковременная память, после чего она остается примерно на том же уровне до 30 лет. То есть, с 11 до 30 лет люди забывают о важных вещах не потому, что память подводит их, а по иным причинам.
После 30 и до 70 лет память обычно ухудшается, но если человек тренирует ее, то этого не происходит. После 70 лет память портится по причине старения организма.
Пожилым людям становится труднее структурировать информацию, так как снижается скорость нервных импульсов и время реагирования мозгом на их поступление. Но если дать пожилому человеку время, то он в состоянии освоить и запомнить новое. Полезными оказываются мнемонические правила.
Использование информации
Считается, что информация, которая не используется, будет забыта очень быстро. Действительно, часто так и бывает. Но есть и немало исключений из этого правила. Например, если вы научились кататься на велосипеде в детстве, то можете сесть на него через 30 лет после последней попытки, и у вас получится, даже если вы будете чувствовать себя неуверенно. То же самое касается игры на музыкальных инструментах.
Замечено, что иностранные языки, которые ребенок усвоил в раннем детстве, он не забывает всю жизнь, даже если не пользуется ими.
Также выяснилось, что большую роль играет эмоциональная вовлеченность в процесс получения знаний. Если студент в университете изучал предмет с интересом, то он помнит его еще долгие годы, даже если эти знания не используются.
Интерференция
Этот фактор гораздо более значим, чем неиспользование информации. Если вы одновременно изучаете два схожих предмета, то один из них неизбежно получает приоритет в голове. Например, занимаясь одновременно двумя иностранными языками из одной лингвистической группы, вы, скорее всего, хорошо запомните только один. То же самое произойдет, если читать в одно время две книги по сходным темам.
Подавление
Это психологический механизм, который очень влияет на забывчивость человека. Если действие обещает что-то неприятное, то мозг вполне может включить процесс «сознательного» забывания. Это не значит, что человек забывает что-то специально, скорее, это можно описать, как защитную реакцию организма на раздражитель. Например, именно так можно забыть явиться на экзамен или оплатить коммунальные услуги.
Физическая травма
Травмы головы нередко приводят к повреждению долей мозга, в которых содержалась важная информация. Бывает и так, что дегенеративные процессы в нервной системе, незаметные на первый взгляд, приводят к тем же последствиям.