Английский предок «Яблочка»
Истоки этого танца следует искать в Англии. Здесь с 15 века существовал народный танец с синкопированным ритмом хорнпайп. Название намекает на те инструменты, под аккомпанемент которых он исполнялся – рог и труба. Движения состояли в основном из подскоков на месте и махов согнутыми ногами. Руки при этом почти не двигались, их либо держали на поясе, либо вытягивали вдоль тела, либо складывали на груди.
Существовало несколько разновидностей хорнпайпа, как с трехдольным размером, так и с двухдольным, именно последний был известен как «хорнпайп моряков». Вероятно, такой танец легко было танцевать в тяжелой обуви, какую носили матросы.
Матросский танец в России
Танец, пришедший из Англии, в нашей стране впитал в себя элементы русской плясовой. Впрочем, позаимствованы были именно танцевальные движения, но не мелодия. Кто был её автором, установить уже не представляется возможным, но отмечается её сходство с молдавской народной песней «Калач». Возможно, источником была именно она.
Так или иначе мелодия, слившаяся с матросским танцем, оказалась востребованной в условиях революционных потрясений и гражданской войны. Она легко запоминалась, отличалась энергичностью, на нее легко было положить слова любого содержания. Куплетов на эту мелодию сочинялось множество:
Эх, яблочко,
Да сбоку зелено.
Колчаку через Урал
Ходить не велено.
Эх, яблочко,
Да покатилося,
А буржуйская власть
Повалилася
Конечно, не всегда темой куплетов была политика:
Эх, яблочко,
Да на тарелочке.
Надоела мне жена,
Пойду к девочкам.
И все же в первую очередь «Яблочко» ассоциировалось с моряками. Так, в балете «Красный мак», поставленном в 1927 году, композитор Р.Глиэр использовал эту мелодию как танец советских моряков.
Таковым остается «Яблочко» и по сей день. На сцене его исполняют танцоры, одетые в тельняшки и бескозырки. Единственное изменение, которое претерпел танец заключается в участии в нем женщин, но это бывает редко.