Не поддающиеся дефинициям
Кто-то однажды назвал многочисленную группу очень разных людей, начало творческого пути у которых или творческий пик пришелся на 60-е прошлого века, субкультурой. И термин пошел гулять по сети. Но это дефиниция небрежна, поскольку верна лишь в одном аспекте определяющим термин субкультура: действительно, все, кого принято называть шестидесятниками, отличались от доминирующей культуры собственной системой ценностей. Отличной от навязываемой государством идеологической системы ценностей. И это все. Причислять очень разных, зачастую кардинально разных людей, к некоей «субкультуре» - это все равно, что всех христиан мира, вне зависимости от конфессии, тоже назвать субкультурой. Почему нет? Ведь у них почти единая система ценностей. Но это неправильно.
Среди тех, кого причисляют к шестидесятникам наиболее известны конечно те, кто занимался поэтико-песенным творчеством или писательством. Говоря о шестидесятниках первыми в голову приходят имена бардов и поэтов: Булата Окуджава, Александра Галича, Александра Городницкого, Юрия Визбора, Геннадия Шпаликова, Беллы Ахмадулиной, Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, или прозаиков - Василия Аксенова, братьев Аркадия и Бориса Стругацких, Сергея Довлатова, Владимира Войновича. Вспоминаются режиссеры и актеры: Олег Ефремов, Кира Муратова, Георгий Данелия, Марлен Хуциев, Василий Шукшин, Сергей Параджанов, Андрон Кончаловский, Андрей Тарковский, Михаил Козаков, Олег Даль, Валентин Гафт. И, конечно же, Владимир Высоцкий, которого непонятно куда и отнести, настолько многогранен он был. Но нужно не забывать и о тех ученых и правозащитниках без которых не могло бы возникнуть шестидесятничество: Льве Ландау, Андрее Сахарове, Николае Эшлимане, Глебе Якунине, Людмиле Алексеевой и многих других.
К сожалению, точного ответа на вопрос - кто такие «шестидесятники» - не существует. Или можно сказать так: шестидесятники - это эпоха. Люди сотворившие ее очень разные, и нам всем повезло, что они, отталкиваясь от принципов свободы творчества, создали эту эпоху, продолжающую влиять на умы и настроения общества.
Атланты держат небо
Прежде всего, те самые мифологические шестидесятники – творческие личности. Чем бы не занимались эти непримиримые лирики и физики: поэты, ученые, барды, литераторы, художники, архитекторы, артисты, режиссеры, геологи, астрофизики и нейрофизиологи, мореплаватели и математики, скульпторы, философы и даже священнослужители – они Атланты двадцатого века. Атланты, зародившие цивилизацию людей доблести и чести, для которых мерило всего – свобода. Единственно возможный культ: культ человеческого достоинства.
По лучшим из них танком проехалась тоталитарная система и кто-то стал диссидентом, поскольку однажды встав перед выбором выйти на площадь или остаться дома, протестовать против произвола системы или продолжать шептать на кухне, они выбрали действие: выход на площадь, митинг и поддержку друзей на неправосудных процессах. Иначе они не смогли бы жить дальше, как например поэт Наталья Горбаневская и писатель и нейрофизиолог Владимир Буковский.
Многие из них попытались остаться вне политики, в пространстве свободы духа и творчества, пока политика не занялась ими вплотную и они вынуждены были эмигрировать позже - в семидесятые: Владимир Войнович, Василий Аксенов, Андрей Синявский, Андрей Тарковский.
Те, кто остались в СССР, хлебнули сполна удушающий махровый застой 70-х и безвременье начала 80-х: кто-то встроился в систему и стал ремесленником от творчества, или правозащитником-функционером, как Владимир Лукин, кто-то рано сгорел, подстегивая организм различными веществами, не выдержавшие ушли из жизни добровольно.
Все они отнюдь не люди одного поколения. Среди них родившиеся в конце двадцатых, большая часть в тридцатых, а кто-то в середине сороковых годах прошлого века. Начало деятельности каждого из них также не приходится ровно на 1960. Например, один из ярких творческих коллективов и выразитель идей шестидесятников – Театр Современник – родился в 1956 году, почти вслед смерти Сталина, когда в краткий период оттепели растаял репрессивно-террористический смог над одной шестой частью суши. Да, именно тогда и стали появляться они – шестидесятники.
Возможно ли прикоснуться к той эпохе? Попытаться прочувствовать ее? Отчего же нет. В этом могут помочь фильмы, в которых время отражено лучше всего: «Мне двадцать лет» Марлена Хуциева, «Мой старший брат» Александра Зархи, «Журналист» Сергея Герасимова, «Короткие встречи» Киры Муратовой, «Живет такой парень» Василия Шукшина, «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» Андрона Кончаловского, «Я шагаю по Москве» Георгия Данелии, «Айболит-66» Ролана Быкова.
Совершенно секретно. Перед прочтением сжечь
Шестидесятые годы прошлого столетия дышали духом свободы во всем мире. Это были годы глобальных изменений мировоззрения.
США, Западная и Восточная Европа, Япония, Гватемала и Ангола, Австралия и Таиланд, Китай и Аргентина, Мексика и Бразилия… Сопротивление репрессивным системам порождали пожары и баррикады, коктейли Молотова и массовые антивоенные демонстрации, партизанские войны и этнические восстания. Студенческая интеллектуально-рабочая французская революция 1968 года и вторжение войск Советской Армии в Чехословакию в том же году – эти две грани демократического мышления и тоталитаризма надолго определили прогрессивный и регрессивные пути развития, сказавшиеся ровно через двадцать лет.
Гуманистические идеи, сексуальная и технологическая революции (создание первых компьютеров) – всё это тоже родом из 60-х. А также музыка The Beatles, рок, шедевры киноискусства и всплеск интеллектуально-философской мысли, культивирование демократических и либертарианско-демократических принципов и ценностей.
60-е прошлого века изменили мир. Идеи, берущие свое начало там, продолжают его менять. Даже несмотря на застой 70-х и безвременье 80-х запущенный механизм обновления социальной мысли продолжает оказывать огромное влияние на прогрессивные течения и направления в разных странах мира, побуждает людей на протест, солидарность и действие.
Шестидесятники с одной шестой части суши давно стали городскими легендами. Те из них кто выжил, как и уходящие один за другим, но сохранившие идеалы как истинные мифологические Титаны, силой духа, молодостью души и мысли, оказывают влияние и нацеливают на действие младшие поколения. А значит есть надежда на революционно-эволюционный социальный прорыв.