Пастель – изысканная графическая техника
Сегодня пастель имеет большую популярность среди любителей изобразительного искусства. Данный материал представляет собой меловую палочку, состоящую из двух ингредиентов: цветного пигмента и специального связующего материала (камедь или смола).
Следует отметить, что существует два вида пастели: сухая и масляная. Первая выпускается как в виде мелков, так и в карандашах. Сухая пастель – наиболее востребованный у художников материал. Она пластична, легко растушевывается, позволяя создавать плавные переходы цвета. Масляная пастель более капризна. Она ложится плотным слоем, практически не допускает смешения цветов и коррекции. Как правило, ее используют для создания ученических работ или быстрых эскизов.
Пастельная техника была изобретена в 16 в. в Италии. В то время цветовой ряд ограничивался белым, черным и терракотой. Наибольшую популярность пастель обрела в 18 веке, когда начался портретный бум. В данной технике работали В. Эриксен, И. Барду, Г.-Ф. Шмидт, А.Г. Венецианов, С. Яснопольский и др.
Пастель позволяет создавать легкие, красочные, нежные картины. С ее помощью легко передать и глубину взгляда, и нежность кожи, и сочность губ. Однако в конце 19 века художники стали чаще использовать пастель для создания пейзажей. Среди поклонников материала можно выделить И.И. Левитана, М.А. Врубеля (позднее творчество), В.А. Серова и пр.
Особенности пастели
В запасниках Третьяковской галереи хранится около 800 произведений, выполненных именитыми художниками с помощью пастели. Выставка данных работ всегда становится событием в мире искусства. Однако происходят данные мероприятия очень редко. Пастель – материал капризный и недолговечный, поэтому требует правильного хранения.
Простота использования пастели компенсируется сложностью сохранения рисунка. Как правило, для рисования используется специальная цветная/белая бумага с шероховатой поверхностью. Цветные частички цепляются за ворсинки, благодаря чему остаются на поверхности. Однако длительное пребывание в вертикальном положении приведет к осыпанию работы.
Самый простой способ сохранить произведение – покрыть его лаком. Лучший вариант – пульверизатор, т.к. кисть легко деформирует рисунок. Начинающие художники, как правило, используют обычный лак для волос. Также существует специальный фиксатор пастели, продающийся в художественных магазинах.
Но стоит отметить: фиксатор, нанесенный любым способом, изменяет первоначальные цвета и гамму всего произведения. Также пастель теряет свойственную ей бархатистость, придающую рисунку дополнительное очарование. Со временем был вычислен универсальный способ сохранения произведений в технике пастели. Лучший вариант – оформление работы паспарту и рамой со стеклом. Именно таким образом сохраняются произведения в ведущих музеях мира.