Из истории железной дороги
Первые искусственные сооружения, по виду отдаленно напоминавшие двухколейную дорогу, появились еще в Древнем Египте. Чтобы перемещать тяжелые грузы, египтяне додумались рыть параллельные борозды, в которые затем укладывались бревна. Сходные конструкции впоследствии стали применять в Древней Греции и в Римской империи. Усовершенствованная колея представляла собой глубокие впадины в каменной мостовой, по которым могли катиться колеса древних повозок.
Несколько столетий спустя дороги с колеей широко использовали в зарождавшейся горной промышленности. До сих пор сохранились остатки рудников с оборудованными в них деревянными рельсами. По такому пути могла двигаться груженая рудой тележка, запряженная лошадью. Колея давала возможность ускорить перемещение тяжелых грузов и в определенной степени напоминала современные рельсовые пути. Но деревянные брусья со временем изнашивались, а потому их стали укреплять металлическими вставками в виде полос. До изобретения железной дороги оставалось совсем немного.
Первые чугунные рельсы стали изготовлять в середине XVIII века. Их придумал владелец металлургического предприятия Ричард Рейнольдс. Он же первым и заменил деревянные брусья на путях, которые вели к горным выработкам, на металлические рельсы. Колеса тележек для транспортировки руды теперь также стали делать из чугуна. Нововведение быстро распространилось по всей Англии и позволило совершить рывок в производительности труда рудокопов. Но тянули вагонетки по-прежнему лошади.
Возникновение железнодорожного транспорта
До определенного времени рельсовые пути применялись исключительно в производственных целях. Но уже в начале XIX века в Англии были предприняты первые попытки приспособить железную дорогу для перевозки пассажиров. Первый такой опыт состоял в прокладке достаточно коротких рельсовых путей на юге Уэльса. Вагоны на той дороге добросовестно тянули конные упряжки.
Чуть позже русский инженер Петр Фролов внес в правительство предложение использовать рельсовую дорогу для пассажирских перевозок. До того момента новатор уже успел выстроить промышленные пути для горных предприятий. Однако смелые и необычные проекты Фролова не нашли поддержки в правительстве. Их отклонили просто так, без каких-либо серьезных возражений.
Своим успехом и повсеместным внедрением железная дорога всецело обязана Джорджу Стефенсону, который в 1825 году предложил конструкцию паровоза, пригодную для того, чтобы тянуть по рельсам вагоны не только с углем, но и с пассажирами. Изобретателю удалось убедить предпринимателей построить пути из прочного железа, поскольку чугун не был в состоянии выдерживать вес локомотива. Стефенсон же пришел к выводу о необходимости использования на дороге насыпей, а также придумал эффективный способ стыкования рельсов.