Нуар в литературе: немного истории
Впервые об этом жанре начали говорить во Франции в 18 веке применительно к готическому английскому роману. После долгих лет забвения жанр нуар, «черный» в переводе с французского, возродился вновь в 20-х годах 20 века в Америке. Детективные романы нуар стали субжанром популярных в то время «крутых» криминальных романов.
Первыми авторами, работавшими в этом стиле, стали Д. К. Дейли, Д. Хэммет, чуть позже к ним присоединились Ч. Вильямс, Д. Кин, Д. Эллрой, Л. Блок, Т. Харрис и ряд других. Их романы воспринимались как «бульварное чтиво» и печатались в основном в журналах, а также в недорогих книгах с мягким переплетом.
До 50-х годов в Америке романы, написанные в этом жанре, не пользовались большой популярностью. А вот 50-60-е годы признаны временем расцвета нуар в литературе. Миллионными тиражами изданы «Девушка с холмов» Чарльза Вильямса, «Любимая женщина Кэссиди» Дэвида Гудиса, «Дом плоти» Бруно Фишера.
Французские литературоведы обозначили стиль произведений американских авторов как «нуар». В Америке этот термин впервые появился в 1968 году в книге «Голливуд 40-х» кинокритиков Дж. Гринберга и Ч. Хаэма.
В американском литературоведении понятие «нуар» вплоть до 1984 года не использовалось. Его конкретизировал и ввел Б. Гиффорд в предисловии к романам Дж. Томпсона, где признал, что эти произведения написаны в жанре нуар.
Нуар в литературе: особенности
Особенность произведений в жанре нуар, их отличие от «крутых» детективов состоит в том, что главный герой не честный сыщик, а жертва преступления или даже сам преступник. Жестким реализмом и цинизмом пронизано все произведение, широко используется сленг, есть сексуальные сцены, которые вызывали неодобрение части американцев, присутствует образ роковой женщины, разрушающей любовные отношения.
В 30-50-е годы в Америке в жанре нуар плодотворно работал К. Вулрич. Его даже называют «отцом черного романа». Он написал много рассказов, романов, которые впоследствии были признаны образцом этого жанра.
Многие романы были использованы при создании фильмов, получивших название «фильм-нуар». Среди них есть такие известные, как «Окно во двор» А. Хичкока, «Человек-леопард» Ж. Турнера. На 90-е годы пришелся новый пик популярности нуар-литературы, вызванный ее удачной экранизацией кинематографистами.
Нуар в кинематографе
Первые фильмы в жанре нуар появились в Америке в 40—50-е годы 20 века. Годы войны, Великой Депрессии, гангстерских войн породили своеобразные черно-белые ленты. В непростой экономической ситуации их малозатратность была большим плюсом. Снимались они на ночных улицах, какие-либо спецэффекты не использовались.
Фильмы в этом жанре, как и литературные произведения, характеризуются пессимизмом, цинизмом, мрачностью повествования. Эти ленты еще более оправдывают название «нуар»: их переполняют темные кадры и черный цвет.
Из фильма в фильм переходят образы, позволяющие идентифицировать жанр: воры, проститутки, продажные полицейские. И все это на фоне темного ночного города, мерцающих фонарей и непрекращающегося дождя или снега, похожего на пепел, поглощаемый бесконечной тьмой.
В основе фильмов лежит криминальный или детективный сюжет. Суровый детектив в надвинутой на глаза черной шляпе и черном пальто с головой погружается в запутанные истории. Здесь нет образа положительного героя и нет хэппи-энда. Счастливый конец такого фильма - то, что главный герой остается жив. Хотя, по правилам жанра, обычно он ранен и находится на грани жизни и смерти.
Женщина-вамп ведет свою игру. Она заставляет главного героя влюбиться в нее, чтобы потом использовать его в своих целях. А затем и сама в него влюбляется. Большое внимание в таких лентах уделяется психологическим переживаниям страдающего главного героя, совершившего преступление, а теперь находящегося в угрожающей жизни ситуации. Тем самым он вызывает жалость и даже симпатию зрителя.
Нуар сегодня
К концу 20 века нуар в кинематографе перешел в психологические триллеры и драмы. Используется он и в компьютерных играх.
В настоящее время можно говорить, что нуар в том виде, каким он был ранее, уже не существует. Теперь почти нет черно-белых фильмов, а цветные не способны создать той «черной» атмосферы, что воспроизводилась в середине прошлого века.
Но этот жанр не исчез: в искусстве сформировался нео-нуар. Чувство глубокого пессимизма, ощущение безысходности, свойственные нуар, присутствуют во многих романах и фильмах современных авторов. Человечество не избавилось от войн, катастроф и трагедий, поэтому еще не настало время забыть, что такое нуар и черный цвет в искусстве, отражающем жизнь.