Икебана: немного истории и интересных фактов
Икебана возникла в XV веке и изначально несла в себе религиозный характер, являясь своего рода подарком богам в японских храмах. Кроме живых цветов икебана может включать в себя ягоды, листья, травы, виноград, фрукты, соцветия, засушенные цветы и травы, а также искусственные растения и муляжи. Каждая деталь в икебане несет в себе особую символику, здесь все имеет значение. Форма вазы, сочетание материалов, цвет – все должно быть соединено в одну композицию в соответствии с правилами и заповедями.
Икебана - это одно из искусств, которым обязаны владеть гейши. Этому искусству обучают в определенных школах. В настоящее время в Японии их насчитывают около 3 000. Наиболее известными считаются 3 школы икебаны: Икэнобо, Охара, Согэцу. Каждая из них имеет свои особенности. Так, к примеру, икэнобо является основоположником старинных стилей икебаны: Сёка и Рикка (стили для религиозных ритуалов и торжеств).
Охара открыла миру новый стиль икебаны - морибана. Аранжировка растений производится в низкой плоской вазе, в которой может быть вода. Для фиксации растений используется специальные металлические наколки или держатели с открытыми гнездами.
Согэцу является наиболее современной школой икебаны. Ее главным отличием считается использование камней, тканей, металла, пластика и других видов неживого материала. Основатель Согэцу - Софу Тэсигахара, скульптор-новатор. На Западе его называют «Пикассо цветов». Кроме того, он является автором заповедей икебаны.
Икебана: основные заповеди Софу Тэсигахара
Икебана – не просто композиция из цветов. Это цветочная скульптура, которая несет в себе гармонию, красоту и равновесие. Но, чтобы достичь такого уровня мастерства, необходимо владеть знаниями и придерживаться основных заповедей.
Икебана должна соответствовать случаю и времени (сезону), по которому она создается. Даже один цветок и одна ветка должны отражать величие природы. При работе с растениями необходимо мысленно вести с ними беседу.
Если главным элементом в композиции являются цветы, ваза должна быть простой и невычурной. Если же, напротив, ваза используется в качестве главного элемента, растения следует подбирать скромные и неприметные.
Золотистая соломенная корзинка идеально сочетается с любым растением. Цветы нежно-розового оттенка отлично гармонируют с серым фоном. Композиции со смелым контрастом иногда являются наиболее выигрышным вариантом.
Высокие и узкие вазы следует использовать для комбинирования нескольких древесных веток и цветов. Рисунок на вазе должен гармонировать с общей композицией. Злаки придают композиции стойкости и графичности, а растения с гибкими стебельками – мягкости и живописности.
Фиксировать материал следует так, чтобы не видно было обратную сторону. Основание должно быть красивым и завершенным. Во время составления икебаны, рассматривать работу следует на расстоянии. Количество растений (четное, нечетное) не имеет значение. Главное – достичь гармонии и баланса.
Злейшим врагом для цветов является не отсутствие воды, а ветер. Листья и цветы не должны накладываться друг на друга, при этом задние элементы необходимо срезать. В композиции должен быть один акцент. Слишком пропорциональные элементы или наличие 2-3 одинаковых по размеру и цвету растений приводят к его потере.
И самое главное: глазу, руке и сердцу составителя композиции не следует быть в плену у правил.