Инструкция
1
На первом этапе научите ребенка понимать смысл прочитанной истории и отвечать на вопросы по основной сюжетной линии. Кто главный действующий персонаж? Что он делал? Что из этого получилось? Чем более подробно будет обсуждаться каждый учебный материал, тем больший эффект принесет этот этап для дальнейшего развития речи ребенка.

Можно использовать этот прием при чтении сказок на ночь. Сказка «с продолжением» - хорошее средство в формировании навыков пересказа. На следующий вечер начните чтение с вопроса: «Ты помнишь, на чем мы вчера остановились?». Ребенку необходимо помогать, напоминать ему основные события – в этом случае навык будет формироваться быстрее.
2
На втором этапе учите ребенка самостоятельно выявлять основную мысль истории, которая постепенно усложняется. Если на первых уроках материал содержит явную единую смысловую линию развития событий «Посадил дед репку. – Выросла репка…», то в дальнейшем основной сюжет «обрастает» множеством подробностей и дополнений, которые не имеют непосредственного отношения к сюжету рассказа и могут сбить с толку.

Задача на данном этапе – научить узнавать основное содержание текста любой степени сложности и сопоставлять его с названием рассказа или сказки.
3
На третьем этапе научите ребенка пересказывать текст с помощью опорных схем. Можно не писать план, как это часто делают взрослые. Достаточно мини-картинок, в которых емко отображается смысловая нагрузка отдельного фрагмента текста. На данном этапе можно выписывать и некоторые слова, которые смогут помочь ребенку не запутаться в развитии сюжета.
4
Последний этап – свободный пересказ текста без опоры. Опять начинаем с простых, знакомых малышу сказок и историй. Лучше обыграть ситуацию, попросить ребенка рассказать сказку маме, укачать братишку и т.д. Можно укладывать кукол, рассказывая им знакомые с самого раннего возраста истории.


Уже ближе к школе вводите в ежедневную практику пересказ как самостоятельный вид деятельности. Формируйте у ребенка привычку после прочтения в обязательном порядке рассказывать то, о чем была история. Лучше это делать дважды: сразу после чтения и на следующий день.