Как все начиналось
Первый работающий аэростат создали братья Монгольфье, в конце 18 века во Франции. Этот аэростат был выполнен из льняной ткани и наполнялся нагретым до 100 °C воздухом. В дальнейшем такие аппараты стали называться монгольфьерами. В первое путешествие французы отправили утку, петуха и овцу. Шар поднялся на 500 метров и пролетел около двух километров. Примерно в это же время ученый Ж. Шарль, также француз, разработал и построил аэростат, наполненный водородом. Оболочка была выполнена из тонкого шелка и покрыта раствором каучука.
Первые полеты на шарах носили развлекательный характер, однако вскоре аэростаты стали использовать для географических и геологических исследований и на военных мероприятиях. В 1805 году участники русской кругосветной экспедиции впервые использовали аэростат для наблюдения воздушных течений. Австрийские войска в 1849 году сбрасывали с помощью аэростатов на Венецию зажигательные и разрывные бомбы. Во время франко-прусской войны посредством аэростатов была налажена почтовая связь заблокированного Парижа с остальной Францией.
Какие бывают аэростаты
Свободные аэростаты – это неуправляемые летательные аппараты, они могут иметь экипаж или обходиться без него, совершать кратковременные и длительные полёты. Они оснащены устройствами для регулирования высоты подъема, скорости взлета и спуска. То есть экипаж может прекратить полет, когда нужно, но направление движения зависит от воздушных течений. Такой аэростат имеет мягкую оболочку, наполняемую газом, и гондолу для пилотов, подвешиваемую на стропах. Гондола может быть открытой и герметичной. Герметичную кабину имели стратостаты, которые поднимались свыше 15 км в стратосферу для научных исследований и астрономических наблюдений. Беспилотные аэростаты снабжались контейнерами для научной аппаратуры.
Привязные аэростаты схожи по конструкции и принципу действия со свободными, но удерживаются привязным тросом, закрепленным на лебедке. Изменяя длину троса, можно регулировать высоту подъема. С экипажем аэростаты поднимаются до 2 км, а без экипажа до 10 км. Привязные аэростаты применяют в военных целях, как обзорные вышки, для тренировки парашютистов.
Дирижабли (управляемые аэростаты) появились только в середине 19 века. Чтобы улучшить маневренность и достичь управляемости, к аэростатам стали прикреплять воздушные винты. Самыми известными дирижаблями стали летательные аппараты компании под руководством графа Фердинанда фон Цеппелина. В отличие от других аппаратов того времени, немецкие дирижабли имели металлический каркас. Дирижабли Цеппелина использовались в военных и в гражданских целях. Золотые годы «цеппелинов» длились до 20-х годов 20 века, до начала эры самолетостроения.
Сегодня шары и дирижабли используются, в основном, для развлечения. Прогулка на воздушном шаре - любимое времяпрепровождение многих людей по всему миру. Ежегодно проходят более 400 различных воздухоплавательных фестивалей, самые известные из которых - Бристольская воздухоплавательная фиеста, фестиваль воздушных шаров в Нью-Джерси «Большой медведь», праздники воздушных шаров в Альбукерке.