Связи с общественностью как профессия
Пиар – это прочтение английского сокращения PR, образованного от public relations, что в переводе означает «общественные связи, отношения». Подразумевается, что пиар – это выстраивание связей с общественностью таким образом, чтобы создать у людей определенное отношение к организации, бренду, или публичной персоне. По сути, пиар представляет собой систему технологий воздействия на общественное мнение.
Термин PR зародился в США в начале прошлого века. Научный подход к формированию положительного имиджа корпораций и политиков стал ответом на активную деятельность независимых журналистов, демонстрировавших обществу пороки и отрицательные качества известных людей. Одним из основателей современной школы пиара считается американский предприниматель Джон Рокфеллер. Ему же приписывается первая публичная пиар-кампания, заключавшаяся в том, что миллионер раздавал детям множество блестящих новых монет в 10 центов.
Несмотря на то, что в качестве обозначения сферы профессиональной деятельности понятие «связи с общественностью» появилось только в XX веке, само явление, конечно, зародилось намного раньше. Во все времена представители власти и капитала были заинтересованы в том, чтобы реакция людей на их деятельность была положительной. С развитием свободы слова и массовой печати необходимость в специалистах соответствующего рода стала более актуальной, но еще в Древней Греции и Китае государство и религия убеждали общество в своей ценности и исключительности.
Виды PR
Современный пиар делится на несколько видов, в зависимости от того, каких целей требуется достичь, а также от сферы деятельности. Однако специалисты выделяют два основных направления работы: политическое и коммерческое. Политический пиар предназначен для повышения привлекательности тех или иных властных структур, политических партий или отдельных политиков. Помимо избирательных кампаний, в ходе которых специалисты по политическому пиару стремятся убедить максимальное количество избирателей в привлекательности кандидата, этот вид PR включает в себя и работу по сопровождению всей публичной деятельности политика.
Коммерческий пиар – это действия бизнес-структур, направленные на улучшение общественного мнения о них. Цели подобной деятельности могут быть различными: повышение конкурентоспособности, продвижение новой марки или товара на рынок, поддержание имиджа компании в условиях кризиса. В частности, коммерческий пиар делится на «рутинный» и «ситуационный». Под первым понимаются запланированные действия по формированию и поддержанию положительного отношения в обществе к бренду: проведение благотворительных мероприятий, конференций, лотерей, выпуск пресс-релизов о деятельности компании, комментарии в прессе. Ситуационный пиар – это, как правило, реакция на те или иные внезапные события, выраженная наиболее эффективным с точки зрения общественного мнения способом.