Многие успешные бизнесмены, сделавшие карьеру в самых разных отраслях, начинали с мелкой торговли. Этот вид деятельности, если правильно определить потребности жителей вашего городка, позволяет быстро вернуть вложенные средства, получить прибыли, расширить предприятие или перейти на другой, более перспективный вид деятельности. Изучите ассортимент торговых точек, находящихся в вашем городке. Сетевые магазины работают даже в небольших населенных пунктах. Они, конечно, удовлетворяют большую часть потребностей населения, но при желании можно найти незанятую нишу. Старайтесь выбирать товары, которые нужны постоянно: более дешевые, чем у сетевиков, продукты питания, белье, косметику, строительные материалы и т.д.
Если есть возможность взять в аренду или купить помещение, расположенное рядом с оживленной дорогой, вокзалом или автостанцией, можно организовать кафе или небольшой ресторан. В таком месте востребованы и услуги, связанные с транспортом – автозаправка, автомойка, шиномонтаж, мелкий ремонт автомобилей. Небольшую мастерскую можно совместить с магазином по продаже сопутствующих товаров.
В маленьком городе можно организовать предприятие сферы услуг. Посмотрите, достаточно ли у вас парикмахерских, маникюрных и массажных кабинетов, косметических салонов. Эти услуги нужны постоянно, так что инициативному и энергичному человеку есть где развернуться.
При наличии по соседству крупного предприятия можно организовать родственное производство, где используются излишки сырья или отходы от основного. Например, по соседству с деревообрабатывающим комбинатом может успешно развиваться небольшой цех по изготовлению мебели или сувениров. Как раз в маленьких городках обычно есть градообразующие предприятия. Это могут быть не только фабрики и заводы, но и научно-исследовательские институты, так что организовать небольшое наукоемкое производство тоже не составит непреодолимых проблем. Предприятия малого бизнеса в таких условиях выпускают очень интересные вещи, от сувениров с лазерной насечкой до медицинских изотопов. Кстати, не исключено, что появится возможность и воспользоваться каналами сбыта, уже отработанными основным предприятием.
Можно попробовать себя и в культуре или индустрии развлечений. Люди женятся, отмечают юбилеи, устраивают детские праздники. И помочь им может хороший аниматор или привычный всем тамада. Сценариев на все случаи жизни написано множество, вам остается только выбрать их и приспособить к условиям вашего городка. Для начала проведите торжество у кого-нибудь из знакомых. Если оно получится удачно – путь к вершинам открыт. В небольших населенных пунктах подобные услуги даже в рекламе не нуждаются, слухи распространяются быстро, и люди выбирают организатора праздников по советам знакомых.
Если в городе есть интересные места, способные привлечь туристов, ничто не мешает заняться экскурсионным бизнесом. Разработайте авторские экскурсии, интерактивные игры, прикиньте, есть ли поблизости необходимая инфраструктура, – и приступайте к делу. Во многих европейских странах это – модный вид малого бизнеса.
Перед тем как начинать свое дело, в особенности если оно связано с производством, обратитесь в органы местного самоуправления, в отдел по развитию потребительского рынка. Возможно, вы сможете участвовать в региональных программах поддержки малого бизнеса. Такие программы предлагают бесплатное обучение, предоставление льготных кредитов и многое другое. Полезно также узнать, есть ли в вашем городе бизнес-инкубаторы, где можно на первых порах получить помещение на льготных условиях, а также бухгалтерскую и юридическую поддержку.
Какой бизнес можно открыть в маленьком городе
Человеку, желающему открыть свое дело в маленьком городе, труднее сориентироваться в условиях рынка, чем начинающему бизнесмену из мегаполиса. Количество потенциальных потребителей ограничено, выбор помещений, которые можно взять в аренду, невелик, а административные барьеры порой кажутся непреодолимыми. Тем не менее стать предпринимателем можно и в маленьком городе.