Критический реализм как направление в философии
Во второй половине XIX века в европейской и американской философии появилось течение, которое впоследствии стало называться критическим реализмом. Его приверженцы признавали, что реальность существует независимо от сознания. Одновременно они считали важным различать объект познания и тот образ, который этот объект создавал в голове человека.
Критический реализм хоть и был неоднородным течением, но все же стал одним из сильных философских направлений, противостоявших неогегельянству и прагматизму.
В США в качестве самостоятельного философского направления критический реализм полностью оформился к началу 20-х годов прошлого века, когда ряд философов опубликовали программный сборник очерков, посвященных проблемам этого течения в науке. Центральное место в воззрениях приверженцев критического направления занимали процессы познания, в частности, восприятие. Критические реалисты обосновывали возможность познания объектов физического мира тем, что опыт человека ориентирован на восприятие внешнего мира.
Разные представители критического реализма по-своему трактовали природу объектов, на которые направлено человеческое познание. Эти теоретические разногласия вскоре привели к распаду философского течения. Отдельные ученые выступили со своими частными теориями, в которых отстаивали принципы «персонального» (Дж. Пратт) или «физического» (Р. Селлерс) реализма.
Критический реализм в изобразительном искусстве и литературе
Развитие философского течения, известного как критический реализм, способствовало появлению одноименного художественного направления. Оно ставило перед собой цель как можно правдивее изображать обыденную повседневную жизнь. Характерными образами критического реализма в живописи и литературе стали страдающие люди, влачившие безрадостное существование. Многие писатели и художники обратились к злободневным сюжетам, которые черпали из реальной жизни.
Основой критического реализма в области искусства стало обличение существующей действительности и критика самых разных проявлений социальной несправедливости. В центре своих произведений мастера кисти и художественного слова ставили вопросы нравственности. Особенно ярко и в полной мере критический реализм нашел отражение в работах русских художников середины XIX века, к которым относился, к примеру, В. Перов.
Своими произведениями деятели искусства старались разоблачить негативную сущность современной им действительности и пробудить в людях чувство сострадания к обездоленным.
В русской литературе наиболее яркими представителями критического реализма стали Н.В. Гоголь и М.Е. Салтыков-Щедрин. Эти авторы старались правдиво описывать жизнь в любых проявлениях и не боялись концентрировать внимание на социальных проблемах действительности. В произведениях критических реалистов нашли отражение пороки общества, безнравственность и несправедливость. Такой активный критический подход давал возможность не только описывать недостатки жизни, но и воздействовать на общество.