Первоначально мировоззрение отражалось в примитивной мифологии, легендах и эпосах о богах, о происхождении всего, окружавшего человека. Позднее подобное изучение происхождения было отображено в научных трудах по философии и естественнонаучных областях - так возникли работы Канта, Лапласа по космогонической гипотезе, теория о происхождении видов Дарвина.
C 19 столетия понятие генезиса широко применяется в методологии. Так, у Гегеля это понятие кладется в основу анализа сознания, который стремится определить развитие науки и знания в целом. Широкое применение данного термина в науках, изучающих процессы развития, выделило отдельный метод, и даже отдельные отрасли - психологии, социологии генезиса.
С конца 19 столетия кроме метода генезиса возникают структурно-функциональный метод швейцарского лингвиста де Соссюра, который выдвинул идею о синхроническом и диахроническом изучении языка. Подобные идеи, основанные на функционализме и структурализме, выдвигаются в социологии, антропологии Малиновским, Леви-Строссом, Парсонсом.
В 20 веке существенную роль в обществе и науке играет вопрос генезиса различных форм сознания. Так, последователи Фрейда выступают с замыслом извлечения разных форм сознания из начальных архетипов, неокантианцы определяют в базисе теории изучения принцип творческого генезиса, в феноменологии также выделяют ее генетическую и статическую части.
В существующей в настоящее время науке также считают обязательным связать различные способы изучения выделенных объектов - как эволюционистский подход к генезису, так и структурно-функциональный подход.
Антохин на основании подхода к природным и социальным объектам как к системам сложным, самоорганизующимся и самостоятельно развивающимся. Он сформулировал концепцию самогенеза и определение таких закономерностей в этом явлении, как малое обеспечение развития появившейся системы, разновременная закладка ее отдельных составляющих, их объединение для получения необходимого для системы исхода, относительность историзма в пояснении перехода системы функционирования с одной схемы действий на другую.
C 19 столетия понятие генезиса широко применяется в методологии. Так, у Гегеля это понятие кладется в основу анализа сознания, который стремится определить развитие науки и знания в целом. Широкое применение данного термина в науках, изучающих процессы развития, выделило отдельный метод, и даже отдельные отрасли - психологии, социологии генезиса.
С конца 19 столетия кроме метода генезиса возникают структурно-функциональный метод швейцарского лингвиста де Соссюра, который выдвинул идею о синхроническом и диахроническом изучении языка. Подобные идеи, основанные на функционализме и структурализме, выдвигаются в социологии, антропологии Малиновским, Леви-Строссом, Парсонсом.
В 20 веке существенную роль в обществе и науке играет вопрос генезиса различных форм сознания. Так, последователи Фрейда выступают с замыслом извлечения разных форм сознания из начальных архетипов, неокантианцы определяют в базисе теории изучения принцип творческого генезиса, в феноменологии также выделяют ее генетическую и статическую части.
В существующей в настоящее время науке также считают обязательным связать различные способы изучения выделенных объектов - как эволюционистский подход к генезису, так и структурно-функциональный подход.
Антохин на основании подхода к природным и социальным объектам как к системам сложным, самоорганизующимся и самостоятельно развивающимся. Он сформулировал концепцию самогенеза и определение таких закономерностей в этом явлении, как малое обеспечение развития появившейся системы, разновременная закладка ее отдельных составляющих, их объединение для получения необходимого для системы исхода, относительность историзма в пояснении перехода системы функционирования с одной схемы действий на другую.